Так, на прошедшем недавно правительственном часе в Государственной Думе Российской Федерации Виктор Кирьянов — начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения при министерстве внутренних дел Российской Федерации — предложил вернуть в Россию бальную систему учета нарушений правил дорожного движения.
Эта идея не нова. Подобная система наказания нерадивых водителей транспортных средств с успехом применялась в Советском Союзе. Сначала водительское удостоверение дополнялось обязательным талоном предупреждений. За нарушение правил дорожного движения инспектор дорожно-патрульной службы мог либо оштрафовать нарушителя, либо сделать просечку в талоне, попросту говоря, проколоть дырку. В талоне были различные графы однотипных нарушений. Если в течение года у водителя накапливались 3 «дырки» в одной графе, то такого водителя лишали прав и, для того, чтобы их вернуть, необходимо было снова сдавать экзамен по правилам дорожного движения. Преимущества такой системы видны на лицо: водитель, особенно получивший уже 2 «дырки» в талоне за однотипное нарушение, вел себя на дороге более чем осторожно с соблюдением всех правил. Позже система просечек сменилась на систему штрафных баллов. За нарушение правил дорожного движения водителю начислялось определенное количество штрафных баллов. В случае если за заданный период количество баллов превышало обозначенный максимальный порог, то водитель лишался права управления на определенное время. Эффект от такой системы тоже был ощутим. Водители начинали ездить по дорогам, соблюдая все правила дорожного движения. Кому же хочется лишиться прав и перейти на общественный транспорт?
Сегодня существующая система штрафов на практике оказывается малоэффективной. Большую часть водителей не пугают штрафы, поскольку по основным нарушениям плата за них мизерная. Поэтому одни водители спокойно превышают установленную разрешенную скорость на 20, а то и 40 километров в час, другие ездят в глухо тонированных автомобилях, что противоречит требованиям ГОСТа, третьи позволяют себе оставить свою машину там, где это им удобно, не обращая внимания на установленные знаки, запрещающие стоянку. Конечно, в последнее время наблюдается рост штрафных санкций за отдельные группы нарушений, но с их ростом растет и количество дачи взяток «служителям закона». Исправит ли существующую ситуацию бальная система штрафов?
Автоправозащитник Георгий Бадьин считает, что система бальных штрафов поможет исправить ситуацию на дорогах. Водитель, приближаясь к критическому порогу штрафных баллов, будет, хотя бы до истечения срока действия штрафных баллов, ездить, максимально соблюдая все правила дорожного движения. Однако правозащитник Кирилл Форманчук считает, что введение бальной системы штрафов в России «откроет новые возможности для коррупции в органах ГИБДД». С ним трудно не согласиться. В нашей стране появилась тенденция, что любое ужесточение наказания ведет к повышению коррупции. Поэтому такая мера вряд ли изменит ситуацию на дорогах. По мнению того же Форманчука, для борьбы с коррупцией в рядах правоохранительных органов необходимо повысить заработную плату сотрудников ГИБДД до 50 — 70 тысяч рублей, а также предусмотреть для них определенные льготы, например, предоставление беспроцентного кредита для приобретения жилья, возможность полностью погасить кредит силами государства при достижении рабочего стажа сотрудника в 20 лет, высокую пенсию и т. д.. В этом случае в ГИБДД будут идти умные и образованные люди, которые будут дорожить занимаемыми ими местами. Второй необходимой мерой Форманчук считает ликвидацию существующей системы оценки деятельности подразделений ГИБДД, когда заработная плата инспектора напрямую зависит от количества составляемых ими протоколов нарушений. Это порождает произвол в рядах ГИБДД. Сотрудникам приходится оформлять фиктивные протоколы за действия, которые в действительности не были нарушениями. Еще одна мера — это оборудование автомобилей инспекторов средствами аудио и видео фиксации происходящих событий. Без ликвидации коррупции бальная система штрафов никак себя не оправдает.
По мнению других аналитиков, штрафы за нарушение правил дорожного движения не оказывают должного эффекта в силу неверно выстроенной мотивации. Штрафы должны высчитываться, исходя не из минимального размера оплаты труды, а исходя из уровня смертности из-за нарушений правил дорожного движения. В этом случае есть надежда, что водители, нарушающие правила дорожного движения, выплачивая штраф, задумаются, к чему приводят подобные поступки.
Нарушения правил дорожного движения — укоренившаяся проблема в нашей стране. Сколько дополнительных мер и нововведений принималось для искоренения нарушений на дорогах России — все без толку. Возможно, и есть некоторые улучшения, но, в общем, все осталось так же. Дело здесь в менталитете граждан нашей страны. Не хотят они соблюдать правила. При мягких мерах наказания водители нарушают правила, платят небольшой штраф, который никак не отражается на состоянии их бюджета, и продолжают нарушать дальше. При жестких мерах наказания возрастает уровень взяток, а нарушения остаются. И не важно, каким способом осуществляется административный контроль за соблюдением правил дорожного движения, исход один, и он не сулит ничего хорошего. А вот чтобы действительно ситуация на дорогах исправилась, необходимо, чтобы граждане были заинтересованы в этом, чтобы они осознали необходимость существования ограничений движения транспортных средств. Только с осознанием проблемы можно добиться результата, в противном случае никакая бальная система штрафов не окажется эффективной...
|