Вчера депутаты Госдумы отклонили поправки в закон об ОСАГО, согласно которым лица, вписанные в полис, получили бы право управлять автомобилем без доверенностей. Однако в будущем ГИБДД готова признать их ненужными.
Авторы поправок депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов предложили такую логику: владелец машины в полисе ОСАГО уже перечислил всех, кому доверяет управление, и, значит, этих граждан можно освободить от необходимости возить с собой еще и доверенность. Но у законопроекта нашлись противники, сумевшие убедить парламентское большинство в том, что существуют случаи, когда полис ОСАГО нельзя приравнять к доверенности. При нынешней практике страховать автомобиль фактически может не только владелец машины, но и арендатор, и даже угонщик (если он угнал машину с документами). Страховая компания не может проверить, имеет ли страхователь право вписывать тех или иных граждан в полис, тем самым передоверяя управление.
Впрочем, отмена доверенностей может произойти в перспективе 1-2 года. Такие сроки назвал газете Коммерсантъ заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. Изначальная функция доверенностей заключалась в противодействии угонам, однако ни прежние нотариально оформленные доверенности, ни нынешние рукописные (которые легко подделать) проблему не решают. В Европе доверять право управления можно передать в устной форме, да и Гражданский кодекс РФ это допускает.
ГИБДД не спешит брать на вооружение западный опыт. По крайней мере, до того момента, пока на смену нынешним, пусть и не столь действенным мерам по борьбе с угонами не придет более эффективное средство. Таковым в ГИБДД считают единую базу данных, доступ к которой сотрудники ДПС должны получать посредством мобильных терминалов.
В настоящее время в автоинспекции эксплуатируются всего 200 подобных устройств. С момента, когда сотрудники ГИБДД получать возможность проводить оперативную проверку, числится ли автомобиль в угоне, необходимость в доверенностях отпадет.
|