Недавно чиновники московского Департамента транспорта и связи вновь, после перерыва, длившегося с 2007 года, вернулись к вопросу о переводе некоторых улиц Центрального административного округа Москвы на одностороннее движение. Инициаторами этой идеи стали Префектура ЦАО и ГИБДД г. Москвы. В течение апреля 2010 года Департамент планирует рассмотреть все предложения заинтересованных ведомств и составить список улиц, движение на которых станет односторонним.
В феврале 2010 года этот вопрос поднимался на заседании Правительства Москвы. Было принято постановление, предусматривающее обновление сформированного ранее (в 2004 году) плана по переводу на одностороннее движение улиц ЦАО. Однако срок реализации этого проекта пока не утвержден.
Для Москвы этот опыт не нов: в период с 2004 по 2007 годы в столице 63 улицы были переведены на движение в одностороннем режиме (при том что их, согласно проекту, должно было быть 140).
Как и у любой идеи, призванной модернизировать, изменить существующую систему, у этого проекта есть плюсы и минусы, сторонники и противники. В любом случае при современном положении дел на московских улицах (загруженность дорог, постоянные пробки и т.п.), искать варианты оптимизации дорожного движения необходимо. Возможно, перевод движения на односторонний режим – именно та мера, принятие которой будет иметь положительный результат.
Конечно, для того чтобы решить проблему эффективности организации движения автотранспорта по Москве (и в ее центральной части особенно) в глобальном масштабе, мало только организовать одностороннее движение на некоторых центральных магистралях столицы. Необходимы более радикальные меры – строительство развязок, расширение дорог. Но достаточных для развития и модернизации дорожной сети ЦАО средств бюджет города на сегодняшний день выделить не имеет возможности. Таким образом, решение о переводе улиц на одностороннее движение, можно сказать, экономически обоснованный способ изменить к лучшему ситуацию на дорогах центра Москвы.
Режим одностороннего движения автотранспорта действует давно и успешно во многих развитых странах. Особенно часто схема одностороннего движения применяется в центральной части крупных городов, так как исторически сложилось, что дороги там не всегда достаточно широкие, проектировались несколько десятилетий, а то и столетий назад, когда проблемы чрезмерной загруженности города транспортом и наличия пробок были не столь актуальными, а то и вообще отсутствовали. С увеличением количества автомобилей возникала необходимость оптимизации дорожного движения. Но, например, увеличение ширины дорог или строительство развязок не всегда возможны из-за нехватки места.
Система дорог с односторонним движением в большинстве европейских стран спроектирована так, чтобы максимально упростить проезд по центру города и сократить время, затрачиваемое на этот путь, а также вывести автолюбителей на скоростные магистрали с минимальным количеством светофоров, по которым можно объехать центральные улицы (в случае необходимости) или проехать из одного конца города в другой, минуя центр.
Поговорим о нескольких «ложках дегтя в бочке меда» благой идеи по улучшению дорожной ситуации в центре Москвы.
К основным недостаткам одностороннего движения можно причислить следующие:
• Затруднение проезда по центру города, особенно в первое время после введения одностороннего движения. Новые дорожные знаки и разметка будут непривычны для водителей, да и не все будут обладать информацией об организации режима одностороннего движения, что приведет к образованию пробок на улицах, где до этого движение было двухсторонним, и в местах «въезда» на участки дороги с таким движением. Особенно актуальной эта проблема будет для неместных автомобилистов.
• При одностороннем движении часто возникает перепробег автомобилей. Доехать до пункта назначения сложнее, так как при наличии одностороннего движения на дорогах автоматически ликвидируется часть поворотов, и водителям приходится «нарезать» лишние километры, чтобы добраться до ближайшего места, где можно повернуть и вернуться назад. Это, в свою очередь, увеличивает транспортную нагрузку на городские магистрали и объездные дороги.
• Использование обочин дорог, особенно на мелких улочках, с односторонним движением в качестве мест для парковки (учитывая проблему с парковочными площадками в центральной части города, это очень актуальный момент). Это существенно ограничивает ширину дороги и, соответственно, способствует замедлению движения и созданию заторов.
«Плюсы» одностороннего движения:
• Один из самых больших и жирных плюсов одностороннего движения – его относительная безопасность. Существенно снизить аварийность на дорогах с односторонним движением, скорее всего, не получится. Но все же количество и степень тяжести последствий ДТП будет ниже. Ведь меньше проблем будет возникать с поворотом налево, да и вероятность столкнуться со встречным автомобилем будет ничтожно мала (хотя, принимая во внимание особенности менталитета некоторых московских водителей, совсем исключить ее нельзя). А в темное время суток нет опасности быть ослепленным светом фар встречных машин.
• Следующий положительный момент – снижение загруженности дорог (по крайней мере, так планируется), уменьшение количества пробок, увеличение скорости движения потока транспорта.
• Возможность парковки по обеим сторонам дороги (естественно, на тех ее участках, где есть такая физическая возможность, то есть позволяет ширина дороги и количество полос движения, нет запрещающих знаков). Этот фактор упоминался уже при описании отрицательных моментов введения одностороннего движения, но в несколько другом контексте. Как видно, одну и ту же ситуацию можно рассматривать и с положительной, и с отрицательной точки зрения. О том, какое значение (со знаком «плюс» или «минус») имеет этот фактор, можно судить в зависимости от конкретных обстоятельств.
• Большее, по сравнению с дорогой со встречным движением, количество полос, что создает большие возможности для маневрирования (перестроения из полосы в полосу для последующего поворота или чтобы уступить дорогу машинам оперативных служб).
• Уменьшение количества необходимых для регулирования движения светофоров. Это, в свою очередь, способствует экономии бюджетных средств на их обслуживании и использовании подводимой к светофорным объектам электроэнергии. Для автомобилистов же такая ситуация означает более высокую скорость движения и отсутствие частых вынужденных остановок.
• Снижение психологической нагрузки и нервного напряжения водителя в связи с отсутствием необходимости тратить внимание на то, что происходит на встречной полосе движения.
• Есть плюс и для пешеходов: переходить дорогу с односторонним движением гораздо безопаснее, ориентироваться на ней легче.
Как видно, в теории плюсов у введения одностороннего движения на улицах столицы больше, чем минусов. Но самое главное: не просто создать видимость деятельности, работы чиновников по благоустройству города и заботе о его населении: мол, план разработали, план выполнили – молодцы! Необходимо, чтобы внедрение изменений действительно решало проблему рационализации дорожного движения в Москве, было по-настоящему эффективным, а не реализованным на скорую руку, «для галочки».
|