В конце 90-х лимузины в нашей стране были ещё в диковинку, особенно в городах, отдаленных от центрального региона. Впрочем, в провинции удлинённые автомобили в диковинку и сейчас. Даже в городах-миллионниках подобные машины с лёгкостью пересчитываются по пальцам одной, максимум двух рук.
Лимузин (фр. limousine) – закрытый кузов легкового автомобиля с жёсткой, обычно оснащённой подъёмным стеклом перегородкой между отделением водителя и остальным салоном. Название своё подобные машины получили благодаря исторической провинции Лимузен во Франции, в которой пастухи носили капюшоны, похожие в профиль на кузов первых машин типа limousine.
Самые первые лимузины стали изготовлять именно в Америке, притом ещё в самом начале прошлого века. США не коснулась война, поэтому логично, что именно в этой стране появился спрос на автомобили люкс-класса. Однажды несколько энтузиастов на свой страх и риск решились распилить новенькую, только что сошедшую с конвейера машину и поэкспериментировать над ней. После модернизации удлиненный автомобиль так понравился механикам, работающим над ними, что было принято решение не продавать получившийся аппарат, а сдавать его в аренду, получая таким образом постоянную прибыль. В принципе в те далёкие годы зародилась не только схема постройки подобных авто, но и сам способ проката машин, которые действует и сейчас, спустя 100 лет.
Появление заводских лимузинов связано со знаменитым американским инженером Генри Лиланд. Он же стоял у истоков компании Cadillac , а потом, после того как её поглотила корпорация General Motors , создаёт предприятие под громким названием Lincoln, которое начинает заниматься выпуском автомобилей представительского класса. Лимузины именно этого бренда были в гаражах американских президентов на протяжении шестидесяти лет. Отличительная черта созданных Генри Лиландом проектов заключается в том, что они ориентированы на покупателя из высших слоёв общества. Продукция, изготавливаемая Lincoln, была самого высокого уровня, но упор был сделан на роскошь и внутреннее качество, а вот внешний вид автомобилей «хромал». Именно поэтому бренд стал со временем терпеть огромные убытки. Спас производство не менее знаменитый и такой же гениальный Генри Форд (Ford Motor Company), который выкупил компанию за несколько миллионов долларов и начал поднимать всё с нуля. Новое руководство Lincoln стало большое внимание уделять внешнему виду автомобилей, и дела вскоре пошли в гору.
В странах Европы лимузины появились значительно позже, так как европейские автомобили отличаются от американских строением кузова. Классические и многие современные американские автомобильные кузова чаше всего рамные, поэтому удлинить их не составляет никакого труда. А вот европейский вариант кузова почти всегда несущий, и только после полной разборки автомобиля появляется возможность превратить его в лимузин. Но даже не это главное: исходя из этих факторов, при постройке европейского лимузина приходится серьёзно вмешиваться в конструкцию машины, что, соответственно, значительно повышает стоимость проекта. А длина лимузина в итоге не превышает шести метров, тогда как в Америке длина «стреча» колеблется от 7 до 10 метров. Несмотря на все эти факторы, самые знаменитые и влиятельные люди планеты рассекают на лимузинах, созданных на базе «европеек», например, на немецком Mercedes S600 Pullman Super Stretch «President» или английском эксклюзивном Rolls-Royce Silver Cloud .
В СССР первые лимузины, прозванные лаконично «Л-1» (как бы намекая на «лимузин №1»), начали выпускать в 1933 году в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец». Это был своеобразный прототип и концепт в одном лице, послуживший прообразом всех последующих советских лимузинов, например, ЗИС-101. Основоположником идеи стал С. Киров, который предложил в тракторном цехе завода оборудовать линию по выпуску легковых автомобилей для высшей партийной ячейки. Как и многие до- и послевоенные автомобили, концептуальный «Л-1» скопировали с представителя американского автопрома, в частности с седана Buick . Машину разобрали, обмерили вдоль и поперёк, сделали чертежи и принялись за создание «Л-1». Подобных так называемых прототипов создали шесть штук, представив высшим чинам на майские праздники. Машины были одобрены, но, к сожалению, данные «Л-1» позже были утеряны во время Великой Отечественной войны при блокаде Ленинграда. После «добра» от партийных чинов производство переместилось в Москву – там уже начали собирать легендарных ЗИС-101. Позже были другие советские лимузины, такие как ГАЗ-12 «ЗИМ» и ГАЗ-13 «Чайка».
Заводской лимузин имеет специально для него разработанный кузов, конструктивно слегка удлинённый по сравнению с обычным седаном за счёт немного увеличенной колёсной базы и продлённой назад крыши за задними дверьми. В большинстве случаев присутствуют дополнительные боковые стёкла третьего ряда. Заводские лимузины выпускали фирмы «ЗиЛ», Rolls-Royce , Bentley , Mercedes и многие американские модели.
Современные лимузины принадлежат к так называемому типу «стретч-лимузин» (stretch-limousine) и подготавливаются специализированными фирмами из готовых кузовов стандартных автомобилей. Подобные машины в принципе можно смело называть Custom , ибо они созданы на заказ по индивидуальному проекту, как те же «хот роды» или кастом-мотоциклы. Переделка базовых автомобилей – это в основном удлинение кузова за счёт физической врезки в кузов секции, расположенной между передними и задними дверьми. Салон автомобиля комплектуется специальными диванами, баром, видео-экранами, аудио- и видеотехникой и светомузыкой.
Основная масса лимузинов имеет рамную конструкцию, так как несущий кузов при такой длине автомобиля получается перетяжелённым. Так как рамные модели автомобилей в XXI веке довольно редки, выбор «доноров» для изготовления лимузинов весьма ограничен. В Америке в лимузины переделывают преимущественно полноразмерные автомобили Lincoln и рамные внедорожники. Доминировавшие на рынке удлинённых автомобилей до середины девяностых «Кадиллаки» популярностью уже не пользуются, так как у них сейчас несущие кузова.
Среди внедорожников популярностью как в США и Европе, так и России в основном пользуются следующие модели: Hummer H2/H3 (реже «классические» H1), Cadillac Escalade (притом не редко с кузовом «пикап», где размешается дополнительный диван «на свежем воздухе»), а также Ford Excursion и Explorer и европейские Audi Q7 и BMW X5, а также Porsche Cayenne . В настоящее время лимузин – это отличный вариант не только для свадьбы, но и для выпускных вечеров, празднования дня рождения или романтической поездки по ночному городу.
|