Наверное, очень многие российские автолюбители из всех автомобильных выставок больше всего любят Женевский автосалон. Поскольку именно в Швейцарии выставляются, как правило, самые смелые концепты и демонстрируются наиболее яркие прототипы.
Кому-то нравятся Франкфурт или Париж. Салоны в Германии и Франции чередуются через год. Здесь фирмы-производители знакомят публику с наиболее важными новинками, часто весьма престижными, которые потом, уже в ближайшее время, попадают к дилерам.
Мне же наиболее интересным всегда казалось Североамериканское международное автомобильное шоу (North American International Auto Show). Сюда, в штат Мичиган, в самом начале каждого года устремляются автомобильные компании со всего мира. Как раз здесь, на выставочных площадях центра имени Кобо (Cobo Center), можно найти и концептуальные разработки, и новейшие образцы, готовые к завтрашнему запуску в серию.
А то обстоятельство, что главная американская автомобильная выставка проводится в Детройте (Detroit) – сердце автомобильной индустрии США, всегда придаёт этому салону ни с чем не сравнимую атмосферу.
Детройт-2010
Шоу, закончившееся в Мичигане на позапрошлой неделе, стало непохожим как на всё, что здесь бывало в предыдущие годы, так и на салоны, прошедшие в прошлом году в других местах.
Вспомните, Франкфурт с его премьерами Aston Martin Rapide , Ferrari Italia, Mercedes-Benz SLS AMG получился не ко времени пафосным. А в Токио, наоборот, почти создавалось впечатление, будто японская автомобильная промышленность вот-вот остановится.
А вот Детройт образца 2010 года вышел на редкость актуальным.
Глобальный Ford Focus 3, по праву признанный главной премьерой этого автосалона, красноречиво продемонстрировал, на автомобилях какого класса и типа значительная часть человечества будет ездить в ближайшие лет пять, а то и все десять.
И это очень хорошо. Потому что есть ещё Tata Nano .
С другой стороны, рядом с новейшим «Фокусом», компактным по меркам Америки, спокойно соседствовали Ford Taurus , Ford Mustang с мощным современным 5,0-литровым мотором, внедорожники и пикапы. И этот факт свидетельствовал о том, что слухи о скорой смерти подобных автомобилей оказались слишком преувеличенными. Хотя, безусловно, вкусы части американцев меняются, что делает автомобильный рынок разнообразнее и сложнее.
Интересная история получилась с электрокарами. Организаторы салона в Детройте создали в подвале выставочного центра специальную трассу – Electric Avenue. Любой желающий мог опробовать здесь электрические машины. Однако «трюм», отведённый для этого, стал метафорой, показавшей то действительное место, которое эти транспортные средства пока ещё занимают в жизни человеческого общества – ниже «ватерлинии». Хотя уже через несколько лет ситуация может сильно измениться.
Ещё более примечательными выглядят результаты конкурса «Североамериканский легковой автомобиль и трак года» (North American Car and Truck of The Year), которые объявили во время автосалона. Победителями конкурса в обеих номинациях стали модели концерна Ford – седан Fusion Hybrid и фургон Ford Transit Connect. В третий раз за всю 17-летнюю историю конкурса одна компания смогла занять два первых места. Однако (хотя менеджерам Ford Motor Company и приятно) главное, пожалуй, состоит не в этом, а в том, какие победили автомобили.
Похоже на то, что политики и экономисты, поспешившие объявить об окончании экономического кризиса, немного поторопились. До счастливого будущего и «процветания человечества» ещё ой как далеко.
Особенно, если поставить на горизонте веху наподобие Aston Martin One-77 .
Детройт и Вашингтон
Так уж случилось, но с первых дней своей работы президент Соединённых Штатов Барак Обама оказался тесно связанным с американской автомобильной промышленностью. Его вступление в должность состоялось во время прошлогоднего автосалона в Детройте. А затем президенту США пришлось спасать отрасль.
Администрация 44-го президента США оказывала поддержку компаниям «Большой тройки» двумя способами.
Во-первых, компании General Motors и Chrysler получили финансовую помощь в виде кредитов (или государственных гарантий по ним). Концерн Ford от подачки гордо отказался.
Единственное, что досталось Ford – часть денег правительственной программы по стимулированию потребительского спроса. В этом случае покупатели сами решали, в какую компанию понесут свои доллары. И при этом «отечественными производителями» их выбор никто не ограничивал.
Вдобавок к двум указанным направлениям, новые законы, общественное мнение и гранты на создание прогрессивных технологий стали теми «кнутом и пряником», которые стимулировали новейшие разработки производителей автомобилей.
Итоги прошлого года стали интересными и поучительными.
General Motors государству всё равно пришлось банкротить. Но на этом неприятности этого некогда могущественного концерна не закончились. Hummer – продан. Saturn – мёртв. Pontiac – уже не дышит.
Возможно, человечество скоро забудет о шведской марке Saab , как некогда забыло об американской – Oldsmobile . Ведь Spyker в роли покупателя Saab выглядит точно так же неубедительно, как и Koenigsegg . И тот факт, что сделка состоялась, пока ничего не меняет, поскольку по-прежнему остаётся непонятным, где фирма, производящая от силы полсотни машин в год, нашла деньги на то, чтобы купить компанию, производство которой превышает её собственное в тысячу раз (как минимум), что Spyker собирается делать со своим новым приобретением и на что он, собственно, рассчитывает.
Менеджеры GM закрыли завод «Опеля» в Бельгии и почему-то только сейчас начали сокращать сотрудников на предприятии в Германии – как раз в тот момент, когда продажи в Европе стали расти. Впрочем, это ничуть не удивляет: ведь ещё недавно «Опель» вообще продавали. Абсолютно непонятно, куда движется General Motors . Возможно, боссы концерна и сами этого не знают. Поскольку американское правительство меняет их как перчатки.
Немного другая судьба у «Крайслера», но от этого она выглядит не менее печальной. После реструктуризации большая часть акций этой фирмы (67,69%) досталась профсоюзам. Некоторая часть активов осталась у американского и канадского правительств (9,85% и 2,46% соответственно). 20% процентов купил «Фиат». Правительству хватает возни с GM. Профсоюзы бизнесом управлять не умеют. Они получили свою долю за долги и мечтают расстаться с ней за солидную сумму наличных. Поэтому руководить фирмой «Крайслер» приходится Серджио Марчионне – боссу «Фиата» по совместительству. В этом, похоже, и заключается проблема: итальянский «удав» проглотил большую «добычу» и теперь будет долго её переваривать. Хватит ли у него для этого «здоровья»? Итальянская Lancia Delta , перелицованная в Chrysler и показанная на выставке в Детройте, не даёт надежд на скорое выздоровление.
При изучении судьбоносных изменений, произошедших с американскими фирмами в течение одного 2009 года, напрашиваются некоторые общие выводы. Прямая поддержка производителей правительством, судя по всему, является неэффективной. Присутствие в составе акционеров компании государственных структур не обещает ничего хорошего. А вмешательство менеджеров от государства в управление бизнесом и того хуже. Оказывать помощь производителям целесообразнее путём поддержки покупателей. При этом история кризиса показывает, что и этим злоупотреблять нельзя. И основное правило, которое нужно соблюдать: условия непременно должны быть равными для всех «игроков» экономики.
|