1 января 1967 года вышел дебютный альбом американской группы The Doors, который открывает композиция Джима Моррисона (Jim Morrison) Break On Through (To the Other Side), что на русский язык чаще всего переводят, как «Прорвись на другую сторону». Первая пластинка, заглавная песня на ней, да и всё творчество четвёртки из Лос-Анджелеса стали музыкальным откровением.
В том же 1967 году появились и первые автомобили с центральным расположением двигателя. Оценив их компоновку, особенности распределения массы, низкое расположение центра тяжести, малые моменты инерции, но главное – высокую манёвренность и азартную управляемость, фанаты скорости посчитали данные спорткары не меньшим прорывом, чем произведения Doors. В этом нет ничего случайного: многие поклонники быстрой езды даже сегодня любят тексты и музыку Джима Моррисона.
Сам я слушаю Doors время от времени. А среднемоторные суперкары ценю во всех их проявлениях, за единственным, пожалуй, исключением. Когда речь заходит о поездке на расстояние в сотни километров, предпочитаю, чтобы спереди был длинный капот, а сзади – относительно ёмкий багажник. А вот двухместного салона – вполне достаточно. Лучшими же кандидатами для выполнения подобной работы считаю Aston Martin DBS и Mercedes-Benz SLS AMG.
Интересно, но названные выше модели настолько похожи, насколько и отличаются.
В частности, автомобили имеют классическую компоновку, и поэтому для того чтобы загрузить заднюю ось, в них используется трансмиссия, выполненная по схеме transaxle.
При этом модель DBS конструкторы разрабатывали на основе купе DB9 с посадочной формулой «2+2». Из DBS задние сиденья убрали (их заменили удобная полка и ёмкости для принадлежностей автомобильного туриста), однако передние кресла (как и мотор) остались на прежних местах. По большому счёту, на распределение масс все упомянутые изменения оказали едва заметное влияние. Видимо, поэтому в Aston Martin хранят упорное молчание по поводу распределения 1 695 кг веса по осям автомобиля. Компания только указывает на то, что 85 процентов этой массы сосредоточены в пределах колёсной базы.
В Mercedes-Benz, напротив, с гордостью подчёркивают суперкаровскую развесовку модели SLS AMG: 47 процентов от снаряжённой массы 1 695 кг приходится на переднюю ось и целых 53 процента – на задние колёса.
Каким образом немецким конструкторам удалось достичь подобного результата? Всё довольно просто: водителя и рядом сидящего пассажира максимально близко придвинули к ведущим колёсам. Их положение вызывает в памяти римских воинов на боевой колеснице. Вслед за экипажем вдоль продольной оси автомобиля сместили и двигатель. В то же время передние колёса остались на привычном месте. Да, образовалась определённая пустота. Но зато получилась отличная зона демпфирования на случай аварии
Спорткар Aston Martin DBS разработчики создавали путём скрещивания автомобиля DB9 с настоящим гоночным болидом DBR9 . На счету последнего в ряду других спортивных успехов есть и победа в гонке «24 часа Ле-Мана». Тем не менее, по скорости, развиваемой на гоночном треке, Aston DBS так и не смог достать Lamborghini , Ferrari и Porsche .
А вот Mercedes-Benz SLS AMG, созданный с чистого листа, решил подобную задачу с первой попытки. Конечно, нет оснований утверждать, что SLS AMG расправится с Ferrari 458 Italia , Lamborghini Gallardo LP570-4 Superleggera или Porsche 911 Turbo играючи, однако он и не спасует перед ними – это точно.
Сравниваемые автомобили имеют сопоставимые по объёму, развиваемой мощности и крутящему моменту двигатели. А вот конструкция их моторов отличается принципиально. Автомобиль Aston Martin DBS оснащается 12-цилиндровым двигателем, а Mercedes-Benz SLS AMG – 8-цилиндровым силовым агрегатом. Тем не менее, двигатель AMG превосходит британский мотор по всем параметрам.
6208 куб. см; 420 КВт (581 л.с.) и 650 Нм – основные характеристики двигателя M159 производства AMG. 5 935 куб. см; 380 кВт (517 л.с.) и 570 Нм – соответствующие показатели мотора Aston Martin. При одинаковом весе обоих автомобилей, равном 1 695 кг, Aston Martin проигрывает в удельной мощности – 305 л.с. на тонну веса против 342 л.с. на тонну. В этом, как и в распределении масс, заключается причина разной динамики сравниваемых машин.
Если «Мерседес» разгоняется до 100 км/час всего лишь за 3,8 секунды, то «Астону» требуется на полсекунды больше.
Британский автомобиль развивает максимальную скорость 307 км/час, а немецкий – на десять км в час быстрее. Однако подобную разницу вряд ли доведётся почувствовать.
С другой стороны, нельзя не восхититься «поджаростью» англичанина: автомобиль Aston Martin DBS больше чем Mercedes-Benz SLS AMG почти во всех направлениях, однако весит ровно столько же (с точностью до одного килограмма). Длина Aston Martin равна 4 721 мм, ширина – 1905 мм (исключая зеркала дверей), высота – 1 289 мм, а величина колёсной базы DBS равна 2 740 мм. Геометрические параметры Mercedes SLS AMG равны 4 638 мм, 1 939 мм, 1 262 мм и 2 680 мм соответственно. К тому же в конструкции DBS используется универсальная пространственная несущая алюминиевая рама (универсальность означает проигрыш в эффективности), в то время как кузов Mercedes SLS AMG (также из алюминия) скроен индивидуально. Впрочем, стоит отметить, что модели имеют близкие размеры.
И всё же, в итоге, для дальних вояжей больше подходит Aston Martin DBS. Хотя даже этот автомобиль не является чистокровным представителем класса Gran Turismo, стремясь записаться в суперкары, он является более комфортабельным, чем его близкий соперник из Германии. Aston имеет правильно скомпонованный (в соответствии с обсуждаемой задачей) интерьер, не столь жёсткую как у Mercedes подвеску, а главное – обладает 12-цилиндровым мотором. В то время как Mercedes-Benz SLS AMG, по своей сути, является «неправильным» суперкаром. Неправильной я называю эту машину не по причине каких-либо недостатков, а из-за выбранной её конструкторами классической компоновки, вопреки которой им удалось достигнуть потрясающих результатов.
Однако решая задачу далёких странствий, не стоит забывать и о новом поколении «правильных» суперкаров, то есть автомобилей, у которых двигатель расположен за спиной водителя. McLaren MP4-12C , например, имеет не только эргономичный интерьер, но также обладает очень широкими диапазонами регулировок двигателя, трансмиссии, подвески, что может превратить его в неплохого гран-турера. То же самое стоит отметить про Ferrari 458 Italia . Может быть, суперкары совершат следующий прорыв, как Lamborghini Miura в 67 году, и превратятся из игрушек для трек-дней в универсальные машины для путешествий, но дарящие огромное удовольствие от вождения?
Юрий Кладов
|