В чем заблуждаются стрит-рейсеры и водители с наклейкой Hooligan на лобовом стекле? Они уверены, что красивое и лихое вождение – это визг резины в поворотах, резкие маневры и игнорирование педали тормоза в любых ситуациях. Спортсмены считают иначе: эффективное вождение – это безопасное и безаварийное вождение. Оно же на деле оказывается самым быстрым и эффектным. Летние уроки безопасного и эффективного управления автомобилем преподносит «Академия спортивного вождения Mazda» под руководством знаменитого автогонщика Олега Кесельмана.
Обучение навыкам спортивного вождения и контраварийная подготовка водителей проходят на подмосковной кольцевой трассе Мячково. Но в действительности нет ничего опаснее и сложнее города – обычной, привычной нам езды. Каждый день мы допускаем типичные ошибки на одних и тех же дорогах. Городской ритм движения приучает водителей неправильно крутить руль и неправильно тормозить, и когда они вырываются из тесноты потока на пустую трассу, эти ошибки могут стать критичными. Например, привыкнув плавно тормозить в пробке, на большой скорости в критичной ситуации водитель рефлекторно так же сначала будет тормозить плавно, когда надо приложить намного большее усилие. Или легко вращая руль – ГУР в помощь – забывают, что на скорости руль ведет себя иначе.
Еще один опасный нюанс – чем лучше автомобиль, тем меньше на нем ощущается скорость: в лучшем случае это приведет к сине-красным проблесковым отблескам в зеркале заднего вида, в худшем – к аварии. Ведь физика для всех одинакова.
Спортивное вождение – как и обычный спорт, постоянно требует повторения упражнений и закрепления навыков. Чтобы в нужной ситуации срабатывала мышечная память и правильные рефлексы, водителям, уже прошедшим «школу», рекомендуется периодически повторять подобные курсы – как зимние, так и летние. Да и еще раз проговорить основные положения лишним не будет. Поэтому журналисты вновь отправились на трассу с Кесельманом – на этот раз на новых «трешках» Mazda .
Итак, начальный летний курс Mazda Sport Academy включает классические упражнения, которые делают не только обычные водители, но и опытные автогонщики. Упражнения приводятся для переднеприводных машин.
1. Змейка
Первая информация на усвоение: машине требуется время, чтобы выполнить команду. Одна-две тонны металла касаются дороги лишь четырьмя небольшими пятнами контакта. В процессе участвуют еще и пружины, амортизаторы, накаченные воздухом шины – и все это в движении. Современные машины специально наделяют недостаточной поворачиваемостью – чтобы обезопасить обычного водителя.
Не стоит также забывать, что машина управляется не только рулем, но и в значительной степени правильной работой газом, которая помогает распределять вес автомобиля на колеса в нужном соотношении.
2. Торможение и прохождение поворотов
Основной принцип при прохождении поворота: главное не скорость входа в поворот, а скорость выхода из него, которая позволяет затем быстрее проехать прямой отрезок дороги.
Какой бы «суперкаровской» ни была машина, резкие повороты ей в любом случае необходимо проходить на сниженной скорости, и лишние 10 км/ч в такой момент могут оказаться критичными. Кстати, типичные аварии с участием спорткаров, по статистике, спровоцированы выездом на встречную полосу в повороте.
Здесь необходимо понимание, когда что нужно делать. Если затормозить перед входом в поворот слишком рано, то в дальнейшем водитель вынужден отпустить тормоз или даже нажать газ, что приведет к тому, что сам маневр проходит «в воздухе», ведь передние колеса разгружаются. В точку начала поворота необходимо приехать на «прижатой» машине, на торможении. Траектория входа в поворот должна быть глубокой, на выходе машину необходимо сориентировать на прямую и с газом выйти из поворота.
3. Связка поворотов без прямой
Повороты также бывают затяжными, крутыми – под углом 90 градусов, без прямых участков. В этих ситуациях необходимо искать компромиссную точку траектории. Первую часть такого поворота нужно ехать по наружной траектории, вторую – по внутренней.
Многократное повторение простых упражнений закрепляет правильную моторику. Только после занятий не стоит пить алкоголь – это ведет к ослаблению мышечной памяти :)
Машины становятся все совершеннее и мощнее – но и опаснее. И водители не всегда умеют их подчинять. Больше возможностей – больше ответственности. Стоит учиться не только водить автомобиль эффективно и безопасно, но и получать удовольствие от этого процесса – то, что Mazda гениально называет zoom-zoom.
Летние курсы «Академии спортивного вождения Mazda» уже начались. Занятия проводятся на новых Mazda3, оснащённых 2,0-литровым двигателем и автоматической коробкой передач. Продвинутый курс Active Sport в 2010 году проводится на Mazda MX-5 c 2,0-литровым двигателем и механической коробкой передач.
|