Получив в руки документы и ключи, мы первым делом обратили внимание на мощность двигателя и были весьма удивлены: 2,4-литровый мотор развивает 170 л.с., тогда как 2,0-литровый двигатель базовой модели выдает 150 «лошадей». Как скажется прибавка мощности на 20 л.с. и стоит ли за нее переплачивать около 3 000 долларов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли 2,4-литровый «Рафик» на тест-драйв.
Кроме прироста мощности, большой интерес вызывала прибавка крутящего момента в 30 Нм да расчеты маркетологов. По их данным, главной целевой аудиторией RAV4 с мотором 2,4 литра являются мужчины, которых смущает имидж 2,0-литровой «женской» машины. Однако, обойдя RAV4 со всех сторон, никакого опознавательного шильдика о наличии под капотом более мощного мотора обнаружено не было. Опознать «мужской Рафик» можно в первую очередь по релингам на крыше, накладкам на колесных арках и немного затемненным фарам. Однако все это вместе заметит только очень наблюдательный автомобилист. Описывать же внешность RAV4 нет никакого смысла, он уже достаточно примелькался на московских дорогах. Его дизайн узнаваем и прост. В нем нет излишней мультяшности и игривости, которая была у машин двух первых поколений, он стал взрослее и серьезней. Просто качественный автомобиль с качественным дизайном.
Интерьер похожий, но немного более живой. Красно-белая оптитронная подсветка приборов, двухэтажная центральная консоль с вставками из шершавого пластика – немного мудрена, но мила. Здорово продуманы разные мелочи – для передних пассажиров 4 подстаканника, два небольших перчаточных ящика, вместительный бокс между сиденьями и глубокая темная ниша под консолью. Задние сиденья имеют продольные направляющие и регулируемый угол наклона спинки, а распашная дверь багажника с вынесенной на нее запаской открывает доступ в просторный грузовой отсек. Сиденья обшиты перфорированной кожей, а значит, есть надежда, что летом спина будет потеть не так сильно. Плюс к тому водительское кресло снабжено электрорегулировками...
Перечисляешь опции и постепенно влюбляешься в этот автомобиль… Но стоит сесть за руль, как на место восторгу приходит скука, а вслед за ней и трезвый расчет.
Эту машину японцы делали без малейших эмоций. Пластик в салоне кажется мягким, только пока до него не дотронешься – так называемый Soft Look, а на деле как деревяшка. Из приятного прорезиненного материала выполнены только ручник да дверные поручни. Ручки, хоть и хромированные, но пластиковые, а доводчик стекол есть почему-то только на водительской двери. Этот мелкий просчет или мелкая экономия несколько раздражают на «Тойоте», тем более при ее цене более 1 100 000 рублей – несолидно.
За запуск мотора отвечает фирменная «тойотовская» кнопка – она применяется как на Toyota Yaris, так и на Lexus LS600h. Так что на старт не ключ, а палец – но это даже удобнее, а брелок тем временем удобно лежит в кармане. Первый же старт со светофора убедительно доказывает превосходство нового мотора. Пусть у него не очень большая мощность, но зато отличная тяга на средних оборотах. А принимая во внимание архаичный 4-ступенчатый «автомат» с растянутыми числами, тяга в этом диапазоне нужна внедорожнику, как воздух. На первых двух передачах RAV4 ведет себя весьма динамично и даже агрессивно. Утопив педаль в пол, можно несколько оторваться от потока, хотя цифры разгона до «сотни» - 10,6 секунды – говорят сами за себя. Дальнейший разгон не так динамичен, ведь третья передача является фактически последней силовой, на которой достигается максимальная скорость в 180 км/ч.
Собственно, RAV4 никогда и не пытался быть спортивным автомобилем. Это противоречит всему имиджу марки в России. Обратите внимание, ведь Toyota не поставляет к нам ни одной заряженной версии, а в рекламе никогда не используется участие Toyota в Формуле-1. Однако, пока Toyota была у меня на тест-драйве, случился вполне себе рядовой инцидент – катастрофически не хватало времени пересечь Москву с одного конца на другой. Пришлось ринуться в дорожный трафик на RAV4, полагаясь не столько на мощный мотор, сколько на высокую посадку и хорошую обзорность. Высоко сижу, далеко гляжу – это действительно про RAV4, а вот с тем, чтобы реализовать имеющиеся знания, возникли проблемы. Первые же километры показали несостоятельность «Рафика» как спорткара. «Автомат» лишен ручного переключения и при быстрой езде страдает серьезными задержками. Пока коробка разберется в трех передачах (Over Drive был отключен сразу же), уже можно забыть об обгоне или перестроении. Казавшийся информативным при спокойной езде руль с ростом скорости оставил меня один на один с дорогой, а значительные неподрессоренные массы не позволяют машине прописывать дуги заданной траектории. Хорошо хоть крены по внедорожным меркам невысоки, и RAV4 не пытается опрокинуться, а безопасно соскальзывает всеми колесами наружу виража. Да и неотключаемая система стабилизации всегда начеку. Пусть и с опозданием, но RAV4 довез меня в место назначения, но желание лихачить на «Рафике» пропало раз и навсегда.
При спокойной езде Toyota ведет себя намного пристойнее. К управляемости и эргономике нет никаких претензий: плавно ускоряемся, снижаем скорость перед поворотами – и никаких проблем. Высокая посадка позволяет заглядывать через легковушки и хорошо контролировать габариты машины, за что отдельное спасибо большим зеркалам. Вот только если ездить спокойно – зачем тогда нужен более мощный мотор? Единственное ему применение – езда по трассе, особенно со значительной загрузкой или прицепом. Здесь дополнительные 30 Нм крутящего момента окажется как нельзя кстати, а мотор будет работать в более расслабленном режиме.
Не обошлось и без внедорожных заездов. Здесь RAV4 выполнил все пункты обязательной программы. Без труда взобрался на высокий бордюр и пробрался сквозь снежную целину. Диагональному вывешиванию весьма успешно противостоят длинноходная подвеска и противопробуксовочная система. Вместе они, конечно, не в состоянии превратить «Рафик» в полноценного проходимца, но большинство «легких» преград он штурмует играючи. Инженерам удалось вполне органично довести проходимость машины до разумного максимума. Дальнейшее улучшение потребует одновременного применения понижающей передачи, блокировки заднего дифференциала и более цепких шин, что в совокупности переведет машину из разряда паркетников в более тяжелый класс.
С появлением нового мотора в RAV4 появились электронные ассистенты, помогающие трогаться на склонах и аккуратно с них спускаться. Но испытать их не довелось, да и сфера их применения весьма ограниченна – это больше дань маркетингу.
Пока же RAV4 остается универсальным автомобилем для спокойного водителя. Причем его пол не так уж и важен – стереотип о паркетнике как о женском автомобиле не более, чем стереотип, и объем мотора здесь не является определяющим. С 2,4-литровым двигателем RAV4 стал немного более прожорливым, но в городе его потенциал почувствовать очень сложно. Два дополнительных «стакана» - это, скорее, подарок автотуристам, которые любят путешествовать не только по дорогам, но и за их пределами, и при этом возить с собой все необходимое снаряжение и инвентарь.
Кстати, тем, кому возможностей 2,4-литрового мотора окажется мало, можно обратить свой взор на американский рынок, где RAV4 выпускается даже с 3,5-литровым 245-сильным мотором и немного увеличенным задним свесом. Спорткаром он вряд ли станет, а вот для полетов на большие расстояния на максимальной скорости по прямой будет как нельзя кстати.
Текст: Леонид Павлов
Мощный мотор
Функциональный салон
Большой багажник
Цена
Архаичный «автомат»
Цена протестированного автомобиля - 1 102 500 рублей
Комплектация протестированного автомобиля
Фронтальные подушки безопасности
Боковые подушки безопасности
Надувные «занавески»
Коленные подушки безопасности
АБС
Противобуксовочная система
Система динамической стабилизации
Полноприводная трансмиссия
Усилитель рулевого управления
Автоматическая коробка передач
Мультифункциональное рулевое колесо
Регулируемая рулевая колонка по высоте
Регулируемая рулевая колонка по вылету
Отделка рулевого колеса кожей
Отделка салона кожей
Электрообогрев лобового стекла
Электрообогрев передних сидений
Зеркало заднего вида с автозатемнением
Дистанционный центральный замок
Бесконтактный доступ
Кондиционер
Климат-контроль двухзонный
Электропривод и обогрев наружных зеркал
Электропривод складывания наружных зеркал
Электростеклоподъемники передние
Электростеклоподъемники задние
Складывающееся по частям заднее сиденье
Лючок для длинномеров
Регулируемый угол наклона спинок задних сидений
CD-аудиосистема
CD-чейнджер
Датчик освещенности
Датчик дождя
Маршрутный компьютер
Люк с электроприводом
Парктроник
Противотуманные фары
Омыватель фар
Легкосплавные колеса
Полноразмерное запасное колесо
Окраска «металлик»
Электрорегулировка водительского сиденья
Круиз-контроль
Технические характеристики
Кузов
Тип кузова 5-дверный универсал
Число мест 5
Объем багажника, л 586
Снаряженная масса, кг 1590
Полная масса, кг 2110
Длина, мм 4395
Ширина, мм 1815
Высота, мм 1685
Колесная база, мм 2560
Дорожный просвет, мм 191
Двигатель
Тип бензиновый
Расположение спереди, продольно
Расположение и число цилиндров R4
Рабочий объем, см 2362
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 88,5x96
Степень сжатия 9,8
Число клапанов на цилиндр 4
Максимальная мощность, л.с./об/мин 170/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 224/4000
Трансмиссия
Коробка передач 4-ступенчатая автоматическая
Привод полный с возможностью принудительной блокировки центрального дифференциала
Передняя подвеска независимая, McPherson
Задняя подвеска независимая многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 225/65R17
Динамика
Максимальная скорость, км/ч 180
Время разгона 0-100 км/ч, с 10,6
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 12,6
загородный цикл 7,9
смешанный цикл 9,6
Емкость топливного бака, л 60
Топливо Аи-95
|