В целях оптимизации системы учета автомобилей и комплектующих, снижения
трудоемкости, повышения качества, а также для эффективного решения логистических
задач АВТОВАЗ планирует внедрить в произодство прогрессивные системы радиочастотной
идентификации (RFID-Radio Frequency Identification Device) - новые формы
бесконтактного считывания информации. В настоящее время сформирован и находится в
стадии согласования бизнес-план. В 2008 году этот проект выдвинут на первое место в
деятельности дирекции по информационным системам ОАО 'АВТОВАЗ'.
RFID-системы состоят из общей антенны, подключенной через управляющий контроллер
(RFID-Reader) к компьютерной сети и радиоидентификационных меток, которые крепятся к
автомобилю или компоненту. Бесконтактное считывание информации происходит на
расстоянии нескольких метров в зависимости от применяемого оборудования. Эти
технологии приходят на смену общепринятой системе штрих-кодов.
В настоящее время система радиочастотной идентификации частично уже используется на
АВТОВАЗе: для идентификации подвесок в накопителе двигателей в механосборочном
производстве и на испытательном треке для контроля движения автомобилей.
По словам начальника центра проектирования информационных систем ОАО 'АВТОВАЗ'
Вадима Шлыкова, более широкое применение данной технологии позволит решить целый
комплекс задач. Во-первых, за счет радиоидентификационной метки можно получить
детализированное 'электронное досье' на автомобиль, которое позволяет фиксировать
его компонентный состав (производителей автокомпонентов), стоимость, контролировать
перемещение по всем технологическим участкам вплоть до пересечения
контрольно-пропускных пунктов. Во-вторых, идентификация узлов и компонентов
автомобиля поможет оптимизировать многие производственные процессы, реализуя такие
принципы поставки комплектующих, как 'just in time' ('точно вовремя') и 'just
in sequence' ('точно в последовательности'). В-третьих, бесконтактный способ
регистрации данных по перемещению товарно-материальных ценностей позволит
существенно снизить себестоимость и повысить достоверность информации за счет
исключения 'человеческого фактора' из процессов учета и контроля.
В качестве 'полигона' для отработки новой технологии сейчас задействовано
производство пластмассовых изделий ОАО 'АВТОВАЗ', которое является поставщиком
бамперов и панелей приборов для сборки автомобилей на главном конвейере предприятия.
Кроме производства пластмассовых изделий, данные технологии планируется внедрить на
главном конвейере и в производстве контроля, испытания и доработки автомобилей.
Впоследствии возможно использование этих инноваций при решении задач гарантийного
ремонта и борьбы с контрафактом на рынке запасных частей.
Использование RFID - систем позволит АВТОВАЗу выйти на новый технологический
уровень, обеспечивающий более эффективную работу всех звеньев в процессе создания
автомобилей LADA и способствующий повышению их качества.
|