АВТОВАЗ - стратегическое предприятие, интересы которого нуждаются в постоянной
мощной защите. В немалой степени снижению издержек, влияющих на себестоимость
автомобилей, способствует усиленный контроль над периметром автозавода, работой его
цехов и управленческих отделов. О том из чего складывается такое понятие как
безопасность предприятия, как организована служба безопасности на Волжском
автозаводе и о принципах предстоящего сотрудничества данной структуры с коллегами
из концерна Renault-Nissan мы беседуем сегодня с директором службы безопасности
АВТОВАЗа Геннадием Кузнецовым.
- Геннадий Андреевич расскажите, как сегодня организована безопасность АВТОВАЗа?
- Работа нашей службы постоянно эволюционирует, идет в ногу со временем, и в то же
время не отдаляется от общепринятых стандартов. Прежде всего, это относится к
области контроля пропускного и внутриобъектного режима. Завод выпускает ликвидный
товар, поэтому вполне естественно, что желающих поживиться на этом достаточно
много. Задача нашей службы не допустить этого.
- Каким образом решается эта задача на территории завода, площадь которого
составляет порядка 600 га?
- Действительно, на огромной площадке завода сосредоточено много различных
производств - металлургическое, механосборочное, сборочно-кузовное... Логистика
изготовления автомобиля подразумевает транспортировку его заготовок из одного цеха в
другой. При этих перевозках появляется возможность похитить металл, детали или их
заготовки, а затем доработать их где-то на 'коленках' в кустарных условиях. В
связи с этим необходимо обеспечить четкий внутриобъектный режим перемещения изделий.
Управление собственной (внутренней) безопасности (УСБ) отслеживает все транспортные
операции. Кроме того, УСБ смотрит за перемещениями отдельных сотрудников, проверяя
правомерность не только их нахождения, но и действий на том или ином заводском
объекте. Наконец, у нас есть управление экономической безопасности (УЭБ). Нужно
сказать, что они предотвращают не только утечку информации, являющейся
интеллектуальной собственностью завода, но и пропажу документов.
Сегодня, когда на рынке много контрафактной продукции, важно при выборе тех же
поставщиков сделать ставку на оптимальный по цене и качеству товар. Проверкой
договоров, которые заключаются между АВТОВАЗом с его смежниками, занимаются как раз
наши экономические спецы. УЭБ должен точно знать, где теряет завод, выполняя план
при подозрительно высоких затратах на производство. В этом нам значительно помогает
информационно-аналитический отдел, который выясняет, где скрываются очаги
причиненного ущерба, и рекомендует комплекс мер по устранению таких
'злокачественных опухолей'. Кроме того, этот отдел снимает всю внутреннюю
информацию с наших управлений и прогнозирует возникновение таких потерь в будущем.
Опираясь на эти результаты, мы вносим коррективы в работу систему безопасности,
адаптируя ее к изменениям в деятельности предприятия в целом.
- На что сегодня взят курс в области обеспечения безопасности АВТОВАЗа?
- Курс взят на модернизацию, техническое переоснащение, внедрение инновационных
методов в организацию подразделений службы безопасности и их работы. Задача на
сегодняшний день - снизить влияние человеческого фактора на процессы ввоза-вывоза
товара и движения его внутри предприятия. Для этого на общий заводской сервер
установлена ИС 'Охрана'. Она предотвращает утечку товарно-материальных ценностей с
территории и наоборот, фиксирует недостачу комплектующих, когда автовозы наших
дилеров или грузовики поставщиков пересекают КПП. У каждого человека или машины есть
своя proxy-карта (карта идентификации), содержащая сведения о владельце, цели его
визита, времени пребывания на заводе и количестве доставляемой или отправляемой
продукции. Если хотя бы одна позиция не совпадет с данными центрального терминала,
обновляющимися в режиме реального времени, то шлагбаум просто не поднимется. Наличие
ИС 'Охрана' практически полностью исключает возникновение прецедентов, имевших
место ранее, когда в воздухе 'растворялись' не только отдельные ящики с деталями,
но и целые фуры с комплектующими или готовыми автомобилями.
- Но ведь проблему хищений с завода система ИС 'Охрана' полностью не решила.
Вспомним недавнее задержание продуктового фургона, водитель которого пытался вывезти
с территории завода похищенные автодетали на сумму более полумиллиона рублей?
- Действительно, следует отметить что ИС 'Охрана' тоже не всесильна. Многие
умудряются делать тайники, к примеру, в баллонах, стенках кабин, двойных днищах,
поэтому все машины, особенно грузовые, приходится осматривать вручную. Контролеры
залазят и под них, и на них, заглядывают в самые укромные места внутри, чтобы
выявить такие схроны.
В случае, о котором говорите вы, крыша фургона поднималась на телескопических
штангах и в образующейся полости было спрятано похищенное. На самом деле проверить
несколько тысяч крупногабаритных грузовиков за сутки - тяжелая работа. Однако данный
случай наглядно демонстрирует, что на АВТОВАЗе ведется целенаправленная работа по
предотвращению хищений, которая приносит положительные результаты.
Хотя в целом проблема хищений автодеталей с помощью автотранспорта по- прежнему
остается актуальной. На территорию Волжского автозавода ежедневно заезжает и
выезжает несколько тысяч автомобилей, в том числе и крупнотоннажных грузовиков.
Кроме этого, автовозы вывозят товарные автомобили, которых завод производит порядка
2700 штук в сутки. На сегодняшний день для решения этой проблемы прорабатывается
вопрос о приобретении и установке специального оборудования, которое позволяет
сканировать целые фуры на предмет обнаружения в них тайников и схронов. Данное
оборудование весьма дорогостоящее, тем не менее, не смотря на это, внедрение
практики электронного 'глаза' крайне необходимо для снижения издержек завода.
Ваши предшественники также каждый по-своему боролись с издержками. А куда сегодня
смещаются акценты в деятельности службы безопасности Волжского автозавода?
Сегодня мы больше внимания стали уделять контролю за работой управленцев. Эффект
от проводимых нами мероприятий солидный, потому что, например, объемы
'съедаемого' заводом металла при завышении в договорах требуемого его количества
даже на 1-2%, по самым скромным оценкам, тянут на сотни миллионов.
Раньше на территории завода находились посторонние люди, которые в третью смену
неправомерно использовали энергетические ресурсы и производственные мощности
АВТОВАЗа. Изготавливали из металла, который завозился в излишке, какие-то
'поделки', а после вывозили контрафакт целыми фурами, щедро оплачивая равнодушие
работников КПП. При этом руководство часто не догадывались, а где же мы собственно,
теряем? Кто виноват в случившемся, и в чем причина - в разгильдяйстве, недогляде или
отсутствии порядка в документальной проверке?
Преступные каналы на периметре и внутри завода сегодня удалось перекрыть за счет ИС
'Охрана', получив при этом заметный экономический эффект. А вот 'серые'
финансовые схемы, которые используются как при закупках материалов и комплектующих,
так и при продажах автомобилей, и с помощью которых откачивается часть прибыли, пока
ликвидировали не полностью. Лишний металл, лишние договора, не прошедшие наш
конъюнктурный комитет, завышенные цены - вот с чем мы боремся сегодня, причем
постоянно наращивая усилия.
За снижение издержек выступают и менеджеры из Renault. Ожидается ли взаимодействие
вашей структуры с французскими коллегами в свете стратегического партнерства?
Разумеется, ведь качество автомобилей должно постоянно расти, а цены падать. Иначе
заводу при наличии жесткой конкуренции придется туго, несмотря на то, что он самый
большой в Европе и не просто существует сейчас, вопреки трудностям, приключившимся с
ним в 90-е годы, но и движется вперед. Мы не имеем права в этом движении повышать
цены. В ситуации, когда корейцы, японцы, немцы и те же самые французы наступают на
пятки, заводу важно развивать свой потребительский сектор. А в предупреждении
стагнации велика роль служб безопасности обоих партнеров.
Каким образом безопасность может повлиять на экономическую эффективность альянса?
Во-первых, она способна улучшить работу сбытовой сети по уже имеющимся направлениям
и помочь в освоении новых участков, которые появятся в связи с партнерством. Нам
дадут возможность продавать наши машины там, где мы их еще не продавали - порой в
совершенно незнакомых, сопряженных с определенными рисками условиях. Опыт
французских коллег здесь окажется очень кстати.
Во-вторых, планируется организовать обмен методиками профилактики преступлений,
информационными системами и техническими средствами, используемыми спецслужбами
обоих заводов, для обеспечения комплексной безопасности альянса. Обмен информацией
между службами безопасности будет налажен на уровне руководства. Тесное
взаимодействие сотрудников АВТОВАЗа и Renault будет проходить и в рамках унификации
принципов безопасности. Эта процедура признана экономически целесообразной ведущими
мировыми автостроителями.
|