Объем программы на 2010 год придется сократить как минимум вдвое – среди москвичей не находится желающих покупать «дешевые машиноместа» по 11,5 тысяч долларов. Таким образом, вместо 432 объектов «по плану» построены будут лишь 202. Да и то речь идет главным образом о тех объектах, которые уже находятся в процессе строительства. Что же касается уже возведенных объектов, то у них возникли серьезные проблемы со сбытом.
Продажи в «народных гаражах» стартовали 15 февраля. По официальной информации, московские автовладельцы чуть ли не в очередь выстраивались за машиноместами! Однако реалии оказались несколько суровее. Если в обжитых районах, где проблемы с парковочными местами возникали давно, машиноместа все-таки расходятся (хотя, как правило, не по 350, а как минимум по 480 тысяч рублей), в спальных районах спрос невелик. В департаменте строительства правительства Москвы вынуждены признать, что «в ряде районов Москвы городские власти столкнулись с невысокой востребованностью машиномест у населения». Например, в Щербинке и Солнцево. А в Зеленограде названы даже конкретные цифры, позволяющие судить об истинном положении вещей с «гаражным бумом». Так, по программе «народный гараж» в самом отдаленном из округов было построено 17 объектов на 6 000 машиномест, из которых на 4 374 машиноместа до сих пор не заключены договоры долевого участия. То есть востребованной оказалась лишь одна четвертая часть от построенных мест.
А вот как быть с теми гаражами, которые были построены под гарантию правительственной программы? Судя по всему, места в этих гаражах будут выкуплены за счет городского бюджета – перед подрядчиками же надо расплатиться… Пока же приходится спешно пересматривать адресность строительства: по всем оставшимся объектам будут проведены общественные слушания с целью выяснить, а так ли уж нужны в том или ином районе места в голых бетонных «этажерках» стоимостью с седан европейского производства.
Хотя, может быть, с этого все-таки стоило начинать когда-то?
Напомним, что первая попытка запустить программу «народный гараж» была сделана еще шесть лет назад. Тогда планировалось чуть ли не за год построить около 400 гаражей, реально же построили только один. И это при том, что первоначально стоимость машиноместа не должна была превышать 60 тысяч рублей! Правда, вскоре цена начала расти, и цены в «народных гаражах» вплотную приблизились к стоимости машиноместа в коммерческих гаражах.
В январе 2008 года программа «народный гараж» на заседании правительства Москвы была названа «проваленной». Не провалившейся, а именно проваленной, причем были названы и виновные в провале. В частности, досталось куратору программы «народный гараж», первому заместителю руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Константину Королевскому. Однако это было только начало. В январе 2009 года в отношении Королевского и другого правительственного чиновника, главы Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александра Левченко начал проверку Следственный комитет прокуратуры РФ. По данным СКП, в 2007 году чиновники «нерационально» использовали порядка 130 млн. рублей, выделенных из горбюджета на выявление и подготовку земельных участков под строительство «народных гаражей»…
Видимо, данный факт окончательно переполнил чашу терпения мэра Москвы, и контролировать ход выполнения программы было поручено «главному строителю» столицы, главе стройкомплекса Владимиру Ресину. Тот взялся за реализацию весьма жестко, начав чуть ли не с чистого листа. Второй старт пришелся на май 2009-го года. Было объявлено о том, что будет построено гаражей на 198 тысяч машиномест еще до конца года. Весной заложили гаражи по 25 адресам, для быстроты разработали и вроде бы утвердили типовой проект «народного гаража». Летом 2009-го первые гаражи были сданы.
Однако уже тогда можно было бы поговорить о том, что спросом машиноместа не пользуются. Просто потому, что очень дорого. Эксперты пытались объяснить представителям мэрии, что 350 тысяч – явный перебор. На что из мэрии отвечали, что, во-первых, земля в Москве недешева, к тому же ее и под жилищное строительство не хватает. А во-вторых, цены на строительные материалы, во всем мире упавшие, в России продолжают расти, особенно на цемент (которого, видимо, не хватает из-за подготовки к Сочинской Олимпиаде-2014). В-третьих же – это, правда, осталось «за кадром» - в Москве на строительство одного гаража уходит полгода, причем на объекте работает несколько десятков человек. А в Германии гараж строят месяц-два, причем справляется с этим бригада из 10 человек… Потому-то в Германии место в таком гараже и стоит в пределах 4-5 тысяч евро.
То есть строить дешево можно. Но кому это нужно?
|