С 15 мая 2010 года концерн «АвтоВАЗ» в очередной, уже второй в этом году, раз повысил отпускные цены на производимые им автомобили. В среднем «Лады» подорожали на 2 %.
Больше всего подорожали «классические» модели (ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107), а также автомобили семейства «Самара» - на 3 %. «Приора» и «Калина» подорожали не так значительно – на 1,66 % и 0,68 % соответственно (цены поднялись на эти модели во всех комплектациях, кроме стандартной). Также специалисты Волжского автомобильного завода особо подчеркивают, что отпускные цены на автомобили, поставляемые дилерам в рамках госпрограммы по утилизации, остались на прежнем уровне. Основной причиной, вынудившей завод поднять цены, по словам представителей пресс-службы автогиганта, является рост закупочных цен на материалы и комплектующие для производимых автомобилей (например, в последнее время резко подскочили цены на металл). К слову, предыдущее подорожание (в феврале 2010 года) было объяснено улучшением качества производимых машин.
Между тем, несмотря на увеличение цен, продажи «АвтоВАЗа» с января по апрель 2010 года выросли на 1 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Количество проданных за 4 месяца текущего года машин перевалило за 124 тысячи штук.
Отечественные машины пользуются повышенным спросом! Уровень продаж машин отечественного производства резко пошел вверх! Программа утилизации и другие меры, предпринимаемые государством для спасения автопрома, работают и приносят вполне конкретные плоды! Такими или примерно такими лозунгами пестрят пресс-релизы автопроизводителей. Такие, вроде бы вполне логичные, выводы можно сделать из сухих ежемесячных сводок уровней продаж автомашин, приводимых статистическими агентствами и иже с ними. Но почему-то рядовой российский потребитель (по крайней мере, та часть населения, которая либо имеет автомобиль либо собирается или пока только мечтает его купить), придерживаются не столь оптимистичных точек зрения/ В народе программу утилизации уже давно окрестили «заменой одного автохлама на другой автохлам». На форумах автомобилисты доказывают друг другу и всем желающим, читающим их сообщения и комментарии к статьям, в которых приводятся сведения об успехах АвтоВАЗа, что, поездив на иномарке, даже десятилетнего возраста, пересесть потом обратно на отечественный автомобиль, например, «Ладу», будет нелегко, потому что к хорошему привыкаешь быстро, а иномарка, как ни крути, и комфортнее, и безопаснее, и качественнее продукции того же АвтоВАЗа.
Результаты краш-тестов отечественных автомобилей сложно назвать не то что хорошими, а даже сколько-нибудь приличными. Например, в одном из таких испытаний на прочность и безопасность автомобиль ВАЗ-2107 набрал… ноль баллов по шкале EuroNCAP. И аргумент, что «семерка» по сути – реинкарнация Fiat 124, разработанного более 40 (!) лет назад, не должен приниматься во внимание. Ведь продаются-то эти машины сейчас, в ХХI веке! Пол-России ездит и, судя по всему, долго еще будет ездить на морально и технически устаревших автомобилях. Как известно, автомобиль – это средство повышенной опасности, а для большинства представителей среднего класса России, которым автомобиль нужен не для того, «чтобы было», а в качестве «рабочей лошадки», его безопасность и качество (то есть отсутствие производственных дефектов и возможность эксплуатации без поломок) – важнейшие критерии, по которым они делают выбор модели. По этим критериям предпочтение, как правило, отдается иномаркам. Именно поэтому многие иностранные автопроизводители считают российский авторынок очень перспективным для себя.
Конечно, простому смертному недоступны сведения о реальных затратах автопроизводителей как на закупаемые материалы (металл, комплектующие и т.п.), так и на оплату труда и суммы бонусов для высшего руководства. Но, видимо, на интуитивном уровне чувствуется (по крайней мере, многие в этом уверены «просто так», «по определению»), что автомобили отечественного производства такого качества, каким они обладают на настоящий момент, не могут (точнее, не должны) стоить столько, сколько они стоят сейчас. Законы рыночных отношений гласят, что в подобной ситуации, когда уровень продаж увеличивается, доля условно постоянных управленческих расходов падает, соответственно, согласно всем экономическим законам, производимая продукция должна дешеветь. А перекладывание ответственности производителями на поставщиков комплектующих, поднимающих свои цены именно в момент, когда спрос увеличился, со стороны очень смахивают на желание успеть заработать побольше, получив максимально возможную прибыль, пока есть такая возможность. Ведь при нынешней экономической ситуации неизвестно, что будет потом, когда закончатся вливание денег в автопромышленность и действие госпрограммы по утилизации. Однако становится грустно, когда приходит понимание, что автозаводы выбрали самый легкий (для них, естественно) путь улучшения своих экономических показателей – повышение цен. Конечно, другие способы повышения спроса и увеличения объемов продаж (снижение цен, улучшение качества, модернизация производства, проведение рекламных компаний и т.п.) могут «ударить по кошельку» производителей. Но почему-то пока топ-менеджмент не хочет (или не может) пользоваться методами, работающими на перспективу, а не только на получение сиюминутной выгоды. Да и смысла модернизировать производство, с конвейера которого сходят модели, пользующиеся наибольшим спросом в настоящее время, никакого нет (особенно это относится к ВАЗ-2107, который тольяттинский автогигант давно уже собирается снять с производства, также под большим вопросом и дальнейшая судьба семейства «Самара»), потому что в ближайшие годы все ресурсы (и человеческие, и финансовые) будут брошены на обновление модельного ряда (к 2020 году «АвтоВАЗ» планирует производить 9 новых моделей).
Русский народ падок на халяву. И многие, купившие автомобиль сейчас благодаря госпрограмме (часто в кредит, когда в итоге из-за переплаты процентов и стоимости страховки КАСКО, машина обойдется дороже, чем покупка аналогичной модели за наличные деньги, без сертификата на утилизацию старой машины), попались на рекламную удочку или поддались стадному чувству: «когда еще выпадет возможность купить машину с такими гигантскими скидками» (которых в реальности, учитывая темпы подорожания машин, практически и нет) или «все покупают, и я куплю, вдруг потом все будет еще дороже». По большому счету, успехам российского автопрома в последние несколько месяцев и росту продаж автомобилей в большой степени способствовали грамотная PR-акция проводимой Правительством кампании по «спасению автопрома» и возникший среди населения ажиотаж, подогреваемый тем, что программа по утилизации, которая и стала движущей силой повышения продаж автомобилей отечественного производства (в основном продукции АвтоВАЗа) не может длиться вечно, и надо успеть ею воспользоваться. Сами автопроизводители и дилеры, которые сейчас «стригут купоны» благодаря мерам, предпринимаемым государством, не приложив никаких усилий и не понеся никаких дополнительных расходов со своей стороны, повышая цены, сводят на нет достигнутый этими мерами эффект и лишая их смысла (так как скидка, предоставляемая по программе утилизации старых автомобилей, «съедается» повышением цен на авто).
|