Уже не первый год европейские автолюбители все чаще покупают для ежедневных поездок автомобили с небольшим объемом двигателя. Каждый третий житель ЕС имеет в своем гараже малолитражку. Причин тому несколько. Во-первых, небольшие автомобили потребляют меньше топлива по сравнению с мощными собратьями, с другой стороны, европейские городские дороги отличаются отменным покрытием, и для курсирования на них необязательны рамные внедорожники! И третья немаловажная причина – при плотном городском потоке и катастрофической нехватке парковочных мест именно маленькая машина станет незаменимым средством передвижения.
Но даже при всеобщей любви к малолитражкам это почти всегда вторая машина для европейца, поскольку он привык и ездить по автобанам, и устраивать загородные пикники, а мало- и микролитражки для таких целей неуместны, на них не разгонишься по скоростной трассе, не разместишь всю большую семью, и крайне затруднено будет передвижение по сельской местности… Впрочем, каждая машина имеет свое целевое назначение, и с непосредственной задачей компактного городского автомобиля в европейских условиях большинство предложенных на рынке мало- и микролитражек справляются на отлично.
В России ситуация кардинально иная. Мания гигантизма, присущая нашему народу, выдвигает на лидерство в продажах крупные и паркетные внедорожники, седаны и универсалы повышенной проходимости. Но… в отличие от Европы, среднестатистическая российская семья еще не обзавелась вторым автомобилем, и тот же внедорожник используется для различных целей: разъездов по рабочим вопросам в городе, для перевозки мелких грузов, семейных вылазок за город и т.д. Поэтому количество крупногабаритных автомобилей в плотном городском потоке в последнее время увеличивалось год от года. Между тем, многие автомобилисты с тревогой смотрят на ценники автозаправок, с каждым днем повышающих тарифы на топливо. Рост цен на бензин может стать одним из решающих факторов замены автомобиля на менее мощный или же покупки для городских целей второго малолитражного автомобиля. Опять же, здесь может решиться и вторая, не менее острая проблема маневрирования в городских пробках и выбор подходящей парковки.
Но европеизация автомобильного сознания россиян тормозится определенными факторами: субъективными и объективными. Ну, например, ДОРОГИ! Даже столичные дороги по качеству покрытия далеки от европейских трасс. Маленькому маломощному автомобилю трудно выдерживать бесконечные ухабы и выбоины. А когда рядом сплошные Land Cruiser, Land Rover и прочие гиганты с присущей им манерой бесцеремонного вождения, то ощущение беззащитности на дороге не способствует желанию купить малолитражку. Вторая причина: российские водители, в свойственной только им манере, считают, что малолитражка – удел либо женщин, либо новичков либо людей с достатком ниже среднего. Престиж, прежде всего… Здравый смысл отходит на второй план. По оценкам некоторых специалистов, суммарная доля малолитражек в общем городском потоке составляет всего пять процентов.
Проблема бесконечных пробок, хронического отсутствия мест на парковках, их дороговизна, ухудшающаяся экологическая обстановка и др. вынуждает власти принимать меры, которые, по их мнению, должны заставить автомобилистов хотя бы в пределах города пересесть на автомобили с меньшим объемом двигателя. Последняя инициатива московских властей сводится к тому, чтобы свести к минимуму расходы владельцев малолитражек на покупку топлива. Так, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Леонид Бочин на встрече с представителями прессы сообщил, что уже текущим летом среди владельцев автомобилей объемом двигателя менее 1,2 литра и длиной не более 3,5 метра будут распространяться специальные топливные карты общей стоимостью 26 тысяч рублей, бензин по которым можно будет приобрести на специально уполномоченных для этого автозаправках. Тем самым, правительство столицы гарантирует и качество бензина, ведь если АЗС будет уличена в продаже некачественного топлива, ее лишат лицензии на дотационную заправку малолитражек, которая, по мнению многих экономистов, является неплохим бизнесом. Помимо этого столичные власти готовятся к снижению тарифов на услуги парковки для малолитражек. Ожидается, что цены для небольших автомобилей будут в два (!) раза ниже, чем для машин большей мощности.
Однако многие эксперты сомневаются в действенности этих методов. Даже для микролитражки сумма в 26 тыс. рублей при стремящихся вверх ценах на топливо маловата (хотя без сомнения существенна). По мнению аналитиков, эти шаги не прибавят поклонников малолитражек и не заставят владельцев мощных седанов пересесть на 0,8-литровый Daewoo Matiz или Chevrolet Spark, которые считаются женскими машинками начального класса, лишенного таких привычных и любимых сердцу хозяина дорогого автомобиля удобств. С другой стороны, этот шаг может увеличить структуру московского таксомоторного парка и автопарков предприятий, который в погоне за экономической выгодой поменяют свои автомобили на микролитражки. Впрочем, если даже и это произойдет, кардинально ситуация вряд ли изменится. Необходимо, чтобы изменилось массовое автомобильное сознание водителей, и для этого требуются годы, а не поощрения властей.
|