Третьего января этого года закончился второй срок, который Арнольд Шварценеггер отработал на посту губернатора Калифорнии. Оценив с хладнокровностью робота тренды, доминирующие в политике, Терминатор перекрасился в зелёный цвет, то есть объявил, что станет бороться за экологию при помощи законодательства. Наверное, чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, первый штатский покупатель военного автомобиля Hummer, большой поклонник Porsche и Harley-Davidson, сразу же пересел на электрический родстер Tesla. Кроме того, политик внёс аванс за перспективную Model S этой марки.
Разумеется, тенденции, становящиеся всё более популярными в обществе, находят своё отражение в бизнесе. Чтобы не опоздать к делёжке пирога, концерн Ford в два прыжка настиг лидеров современной электрификации автомобилей. Пишу «современной», потому что ещё в 1910 году в нью-йоркском такси работали 70 тысяч электромобилей. Сегодня же в этой области можно отметить три компании, каждая из которых интересна по-своему.
Электрический Mercedes
Упомянутая выше калифорнийская компания Tesla Motors начала решать задачу по созданию современного производства современных же электромобилей едва ли не самой первой. На сегодняшний день Tesla продала полторы тысячи своих родстеров, которые в сумме успели наездить в 31 точке земного шара свыше 9 млн 200 тысяч миль, т.е. почти 15 млн км. Это огромный опыт. Особенно, если учесть тот факт, что большинство владельцев этих машин входят в сообщество потребителей и тесно общаются между собой, а главное – с инженерами компании. Tesla Roadster отличаются большой дистанцией пробега на одной зарядке аккумуляторной батареи – до 350 миль, которая не снилась другим производителям электрокаров, но и столь же космической ценой – около ста тысяч USD на территории США. Правда, хэтчбек Tesla Model S , ходовые испытания которого идут в настоящее время, будет иметь вдвое меньшую стоимость. Что же касается планового пробега без подзарядки, то он варьируется в зависимости от укомплектованности аккумуляторами: 160, 200 или 300 миль. Производитель также декларирует отличную динамику будущего флагмана – 5,6 с до 100 км/час и весьма высокую для электромобилей максимальную скорость – 195 км/час. В определённом смысле Tesla Model S можно назвать «Мерседесом» среди электрокаров.
Комплексный подход
Компания Volvo занимается экологической тематикой наиболее последовательно. Сначала, по традиции, шведские инженеры сосредоточились на вопросах безопасности – настолько, что привезли на моторшоу в Детройт разбитый в ходе краш-теста Volvo C30 Electric. Таким способом они демонстрировали, что электрокары такие же безопасные, как и машины с двигателями внутреннего сгорания. А в настоящее время компания Volvo и вовсе работает по программе One Tonne Life , в рамках которой изучается влияние на экологию семьи из четырёх человек. Рассматривается всё: дом, бытовая техника, электрический Volvo C30 и даже потребление продуктов питания. О названном электромобиле давно известно, что он способен пробежать на одной зарядке около 150 км.
Удобный и доступный
Компания Nissan проектировала электромобиль Leaf с чистого листа, и поэтому его разработчики получили возможность создать оптимальную компоновку. Благодаря тому, что аккумуляторы расположили под полом, салон получился просторным и удобным, а багажник – большим. В относительно разумных пределах удалось удержать и стоимость. В Америке, к примеру, Nissan Leaf можно купить за 32 780 долларов (в базовом исполнении).
Данный электромобиль настолько понравился экспертам (из числа автомобильных журналистов), что они тут же назвали его «Лучшим автомобилем года». Да и электромотор Leaf попал в список самых совершенных силовых агрегатов.
Вселяли оптимизм и маркетинговые опросы: в прошлом году Nissan Leaf в Японии желали приобрести шесть тысяч человек, а в США – и вовсе целых 13 тысяч потенциальных клиентов. На деле результаты оказались скромнее – в Северной Америке за два месяца (декабрь, январь) было продано всего 106 японских электрокаров.
Во-первых, по всей видимости, рынок ещё не созрел. А, с другой стороны, лишний раз нашёл подтверждение очевидный факт: то, что люди говорят во время опросов и их реальное поведение – не совсем одно и то же. Не говоря о расхождении вкусов экспертов и обычных покупателей.
Возвращение к истокам
Это удивительно, но именно варяг Малалли напомнил компании Ford о тех базовых принципах бизнеса, которые заложил в её фундамент отец-основатель. В первую очередь речь идёт о неуклонном снижении производственных издержек при столь же постоянном улучшении качества выпускаемой продукции и ставке на массовые изделия. Focus Electric не стал исключением из этого правила. Но вдобавок у «Форда» была возможность оценить шаги конкурентов, стартовавших ранее, догнать которых при мощных инженерных ресурсах, которыми располагает американский концерн, не составляло труда.
Электрокар Focus Electric является всего лишь одним из десяти автомобилей Ford, которые будут выпускаться на платформе «Фокуса» третьего поколения. Отсюда вытекает экономия, как в разработке, так и в производстве. И бензиновые, и дизельные автомобили, созданные на этом шасси, как успели показать первые тесты, имеют отличные ходовые качества, а значит, электрокар должен вести себя также неплохо. Положительный момент заключается ещё и в том, что вся модельная линейка новых «Фокусов» выходит на рынок практически одновременно – от электрической версии до горячего хэтча серии ST (включая все промежуточные варианты).
В компании, очевидно, поняли, что электромобили ничего собою не заменяют, лишь расширяют предложение. А на сегодняшний день такие машины и вовсе интересны только двум категориям покупателей – людям, повёрнутым на экологии, плюс любителям гаджетов и виджетов. По этим причинам также не имело смысла расходовать средства на разработку оригинальной платформы. А вот об интересных интерфейсах стоило позаботиться. Как раз это в «Форде» и сделали.
Плюсы и минусы
Описание силового привода Focus Electric весьма простое. Электромотор развивает мощность 92 кВт и крутящий момент 246 Нм. Момент передаётся на передние колёса через одноступенчатую трансмиссию. «Форд» не называет времени разгона электромобиля до 100 км/час, однако утверждает, что его динамика сопоставима с бензиновыми собратьями. А вот в максимальной скорости электрокар проигрывает – более 136 км/час он развить не сможет.
Батарея литиево-ионных аккумуляторов производства компании LG Chem размещена над задней осью автомобиля и отбирает часть пространства у багажника. В компании Ford учли неудачный опыт Tesla Motors и сразу же установили жидкостную систему поддержания теплового баланса аккумуляторов, имеющую продвинутую систему управления.
Батарея имеет ёмкость 23 кВтч, но какой пробег она обеспечивает, производитель не сообщает. Однако в характеристиках электромобиля указано, что он предназначен для тех потребителей, непрерывные поездки которых не превышают 100 миль. По-видимому, 160 км при сегодняшнем уровне развития аккумуляторов являются оптимальным пробегом с точки зрения стоимости, затрачиваемой на его достижение.
Заряжать Focus Electric целесообразно при помощи компактной настенной станции с напряжением 240в. Такие станции продаются отдельно. В этом случае на полную зарядку потребуется не более 4 часов. Если же пользоваться кабелем, прилагаемым к автомобилю и стандартной для США сетью 120в, то для зарядки понадобится целая вечность – до 20 часов.
Дизайнерам интерфейса электрического «Фокуса» не откажешь не только во вкусе, но и в чувстве юмора. Запас хода автомобиля они отобразили не в виде скучных цифр и диаграмм, а в виде бабочек. Бабочка улетела – значит, запас уменьшился. Дизайнеры так и называют свою выдумку «эффектом бабочки», подразумевая под этим то существенное влияние, которое оказывает на пробег электромобиля любое незначительное изменение в режиме управления автомобилем или включение дополнительного оборудования. Как тут не вспомнить волка из «Ну, погоди!», поднимающего штангу.
Работу вспомогательного оборудования на Focus Electric контролирует приложение MyView. Оно же следит за рекуперацией энергии торможения и информирует водителя о том, какую порцию энергии аккумулятор получил после каждого замедления. А в конце поездки на дисплее отображаются пройденный путь, число миль, полученных в результате рекуперативного торможения, количество потребленной энергии, а также информация о том, сколько водитель сэкономил на бензине, поскольку воспользовался электромобилем. Кластер MyView интегрирован с навигационной системой MyFord Touch и рядом других технологий.
В частности, приложение MyFord Mobile позволяет владельцу Focus Electric не только контролировать параметры автомобиля на расстоянии (при помощи смартфона или через защищённый веб-сайт), но и настраивать ряд его функций – к примеру, управлять зарядкой или системой кондиционирования.
На «Форде» говорят, что стремились максимально детализировать предоставляемую водителю информацию не только для того, чтобы облегчить тому жизнь, но и предоставить ему своего рода развлечение. Там даже сравнивают водителя электромобиля с гонщиком «Формулы-1» - тот должен контролировать стиль пилотажа, чтобы доехать до финиша.
Юрий Кладов
|