На испытательных полигонах и лабораториях работа кипит всегда, и даже над теми автомобилями, которые уже попали в серию. Причиной всему бесконечные модернизации, адаптации, ориентирование на различные рынки… Производство – это живой организм. Малейшее изменение какого-либо технологического процесса грозит кардинальным изменением качества на выходе. Поэтому инженеры вынуждены непрерывно держать руку на пульсе.
Нам недавно посчастливилось побывать в Англии на «кухне» Land Rover. Что и как здесь «кашеварят» узнал редактор проекта Авто@Mail.Ru Виталий Кабышев.
Театр с вешалки начинается, штаб-квартира Land Rover, что в Гайдоне, для журналистов началась с дизайн-центра. Здесь нам фотографировать запретили. Даже в презентационный зал, где специально к нашему приезду выставили двухлетней давности концепт LRX, поначалу сказали камеры не брать. Дескать, за окнами могут появиться предсерийные испытательные машины. Машин не увидели, но зато мы попросили зашторить окна и дать нам возможность поснимать…
В процессе фотосессии руководитель дизайнерского центра Дейв Седдингтон сказал, что идеологически серийный «LRX» (в кавычках, потому что имя новинки ещё не оглашено) будет очень близким к концептуальной версии. Судя по всему, платформу и двигатели новый кроссовер разделит с Ford Kuga. Сдаётся, что новый Land Rover станет машиной скорее имиджевой, нежели утилитарной. Англичане позиционируют её как четырёхместное трёхдверное купе повышенной проходимости. Дебют совсем скоро – осенью во Франкфурте.
Из дизайн-центра мы переместились в звуковые лаборатории. Здесь сразу прояснилось, почему Лэнд Роверы всегда были на уровне по части акустического комфорта. Большая акустическая камера построена для того, чтобы анализировать шумы, которые издают двигатель, трансмиссия, выпускная система... Стены камеры отделаны поролоновыми клиньями, которые надёжно гасят исходящий от источников звук.
Автомобиль прослушивается в динамике во всём диапазоне скоростей и нагрузок. Для этого испытательный образец фиксируют при помощи системы тросов на специальном стенде с беговыми барабанами, расположенном в центре камеры. Внешние шумы фиксируют микрофоны, расмещённые по периметру камеры. Внутренние – «слушаются» микрофонами, интегрированными в головы манекенов, имитирующих седоков. Беговые барабаны здесь гладкие, да и сам автомобиль обут в слики… А всё для того, чтобы минимизировать влияние гармоник, выдаваемых шинами.
Колебания панелей кузова фиксируются уже не микрофонами, а акселерометрами (датчики ускорения), которые крепятся по всему кузову при помощи пластилина (чёрный автомобиль). Это тоже отдельная лаборатория. Генерируют колебания специальные широкополосные электромагнитные излучатели. На фотографии (справа внизу) как раз видно как один из них контактирует с рамой
Дорожные шумы анализируются в другой камере – поменьше. Её стены тоже отделаны разбивающими и поглощающими звуковые волны клиньями, здесь они крупнее и выполнены из перфорированных металлических листов. Начинка – всё тот же поролон. Автомобиль тут также водружается на беговые барабаны и фиксируется. Но шины здесь самые что ни на есть обычные, а поверхность барабанов имитирует шероховатое асфальтовое дорожное покрытие. С четырёх сторон от каждого из колёс расположены микрофоны.
Источники паразитного шума определяются в отдельной лаборатории при помощи специального стенда, имеющего 48 микрофонов, расположенных по окружности, и камеры, установленной в центре. Микрофоны «сканируют» звуковое, поле создаваемое объектом, а камера снимает этот объект. Специальная программа сводит звук и изображение воедино и выводит на монитор компьютера наглядное градиентное «аудиоизображение» сканируемого объекта. Наведя курсор мыши на любую точку изображения, можно проанализировать характер (спектр, громкость) издаваемого объектом в этой точке звука и даже воспроизвести звучание. Так что локализовать «сверчка» и дать конструкторам соответствующую информацию для анализа и устранения причины возникновения аномального звука – дело десяти секунд. Так что за звук и вибрации в Ленд Роверах можно не беспокоиться.
Далее мы побывали на испытательном полигоне, который действует с 1947 года. Покатались по треку и «лабиринту», состоящему из спецучастков, имитирующих бездорожье и дороги с различными покрытиями. Крупный гравий, раскисшая пашня, аква-ванна, устрашающие склоны – всё это приготовлено для испытаний машин на этапах разработки, доводки, адаптации и при плановом контроле качества.
На заводе в городе Солихалл, где производят «Роверы», мы побывали днём позже. Место это совершенно особенное. Посетителей предприятие гостеприимно встречает устрашающими бетонными надолбами, напоминающими инженерные заграждения против военной колёсной и лёгкой гусеничной техники. Заграждения стоят по всему периметру. Зачем они? Всё очень просто – это оборона от угонщиков. Одно время автомобили угоняли прямо с отстойников территории завода – машины-то открытые стоят, да ещё и с комплектом ключей внутри. Угонщики элементарно перелезали на территорию завода через забор и, пробивая первым автомобилем брешь в заборе, разом угоняли по несколько автомобилей.
А вообще завод весь на контрастах. Сплошные противоречия. Послевоенные постройки соседствуют с новенькими зданиями и цехами с современнейшим оборудованием… На заводе производится подавляющее большинство комплектующих. Как древний проверенный временем Defender контрастирует с технологичным Range Rover Sport, настолько отличается и их производство. Сварочный цех – вообще тема отдельная. Дефендеры «варят» практически вручную на специальной разборной оснастке. «Ленды» и «Рейнджи» – сваривают на линии, где 85% операций автоматизированы. Лазерную проверку на геометрию проходит каждый кузов. При этом автоматика оценивает динамику отклонений и в «он-лайн» режиме делает поправки геометрии ещё до того, как контрольные параметры выйдут за пределы допусков. Брака минимум. Качество сварки контролируется оператором вручную при помощи ультразвука, на проверку кузова берутся выборочно.
Сборка тоже по различным технологиям. На ветке Дефендера бОльшая доля ручного труда… Сборка Discovery и Range Rover осуществляется с применением значительного количества вспомогательного оборудования, оптимизаций здесь на порядок больше… Оно и не мудрено – Дискавери и Рейнджи в Англии выпускаются для всех рынков, количество модификаций зашкаливает за сотню, и это при совсем не шуточных тиражах. Контроль качества выпускаемой продукции с недавних пор значительно ужесточили.
На территории завода редкие образцы техники. Грузовой военный Land Rover 101 Forward Control, Defender с гусеничными движителями вместо колёс. Длиннобазные Дефендеры с тремя рядами сидений специально сделаны для передвижения по заводу
Land Rover Series I (ниже) выпускался на английском заводе в Солихалле с 1948 по 1958 год
После сборки машину и все её системы подвергают финальному тестированию: электроника, как и подобает, опрашивается на диагностическом комплексе на наличие ошибок. Двигатель, трансмиссия и ходовая, проверяются на пятикилометровом заводском треке. Кузов подвергают проверке на герметичность в дождевальной камере (Дефендера не касается, его кузов изначально негерметичный), а качество лакокрасочного покрытия контролируют в световом тоннеле. Следствие более тщательного контроля – меньшее количество отказов и «глюков». Наконец-таки.
|