12 рекордов за сутки – много это или мало? Я бы, наверное, этого никогда и не узнал, кабы не телефонный звонок в погожий майский вечер. «Мы тут собираем экипаж для 24-часового марафона на Дмитровском полигоне, интересно поучаствовать?». Ни секунды раздумий. Конечно же, да! Не всё ведь французам да немцам носиться в Ле-Мане.
Прошла пара недель, и вот мы уже мокнем под проливным дождём на полигоне возле выезда на 14-километровое скоростное кольцо. Льёт так, что щётки стеклоочистителя не справляются даже при 50 км/ч! Погодка явно не «рекордная». Но нам повезло. Автовоз с тремя машинами слегка задержался в пути, поэтому старт гонки перенесли с «ле-мановских» 15 часов до 17 часов. Забились под шатёр пункта дозаправки. Ждём…
Мы – это девять смелых. Три экипажа по три человека. Первый экипаж – несомненно, самый опытный. Борис Шульмейстер – мастер спорта, многократный призёр кольцевых и трековых гонок. Олег Кесельман – мастер спорта, чемпион России в классе «Туринг», пилот Суперкубка Porsche. А с ними – Юрий Иванович Лесовский, мастер спорта СССР, обладатель множества рекордов и участник марафонов Лондон-Мехико и Лондон-Сидней.
Второй экипаж тоже не лыком шит. Андрей Леонтьев, помимо работы на телевидении, ещё и кандидат в мастера спорта, а с этого года пилот команды «КамАЗ-Мастер» в чемпионате России по ралли-рейдам. С ним же многократный рекордсмен России и мастер спорта Сергей Ларин и его сын Кирилл – призёр чемпионатов России по картингу.
Третий экипаж никакими громкими регалиями похвастать не мог, просто обычные журналисты. Это Алексей Мочалов с проекта All-Road.ru, участник и призёр трофи-рейдов, а ныне – штурман Андрея Леонтьева в боевом «КамАЗе». Это Дмитрий Соколов из журнала «Автомобили», призёр чемпионатов России по ралли и участник гонок VLN. И, собственно, я, Вадим Гагарин, редактор Авто@Mail.Ru.
С Димой я уже знаком – мы вместе защищали российские цвета на февральской гонке в Адрии. Тогда мы гоняли на подготовленных родстерах Mazda MX-5. Сейчас же предстояло оседлать технику попроще. Так как рекорды (всего их наметили 12) мы планировали установить в категории автомобилей с безнаддувными двигателями объёмом до 1,4 литра, то и выкатили нам три с иголочки новеньких SEAT Ibiza. Они ещё не знали, что их ждёт в ближайшие сутки.
Оставалось только догадываться об этом и нам. Пока более опытные товарищи позировали перед фотокамерами и раздавали интервью, мы устроили мозговой штурм. Как распределимся по сменам? На сколько кругов хватит бака топлива? Как передавать вести с полей в штаб и обратно? Как, в конце концов, это выдержать?
Дождь почти закончился, всё готово к старту. Пошёл экипаж под номером «1». Полторы минуты – за ним второй. Ещё 90 секунд, и в бой уходит наш красный пятидверный «болид» с наклейкой «3» и Димой за рулём. Сколько его ждать? По нашим прикидкам 45-литрового топливного бака должно хватать где-то на 1 час 45 минут.
Спать пока не хочется. Бродим по нашему лагерю, кутаясь в куртки. Холодно. Чай у каждого свой. Моя же куча обычно ненужных термосов пылится дома. Тем временем пройдены дистанции первых российских рекордов – 10 и 100 километров. Дальше по нарастающей – 500 км и 1000 км. Плюс такие же расстояния, но в милях. И, конечно, впереди «часовые» отметки – 1 час, 6, 12 и самые престижные 24.
Как пролетело полтора часа, я и заметить не успел. Звонок с телефона, который организаторы положили в машину. «Кончается бензин, буду через 3 круга». Куртку долой, наушник для мобильника – в уши, подшлемник, шлем. Красная Ibiza влетает на импровизированный пит-лейн! Суета, беготня, механики проверяют уровень масла и шины…
Времени на дозаправку (около полутора минут) хватает, чтобы смениться, воткнуть наушники в телефон и даже отрегулировать сиденье. Всё! Поехали! Выезжаю, разгон. Дааа, возможности 85-сильного двигателя едва ли назовёшь безграничными. Первый подъём преодолеваю ещё на четвёртой передаче, на гребне втыкаю пятую.
Глаза разбегаются. Плиты, лужи, по краям – кривые отбойники с торчащими из них кустами. После первого круга ясно – надо прижиматься как можно ближе к левому «рельсу». Ветки, колея, а ещё местами просевшие плиты. Подвеска разгружается на этих мини-трамплинах, Ibiza «елозит» влево-вправо. Но ничего, привыкаешь, опасные места запоминаешь. Потом смело косишь траву и щекочешь кустарником борт. Главное, чтобы его не задел неожиданный изгиб металлического ограждения.
Становится понятной и предельная скорость. На самом длинном спуске стрелка спидометра почти доходит до 200 км/ч, на подъёмах убегает обратно за отметку «160». В среднем колеблется где-то около 170. Паспортная «максималка» - 175 км/ч. И так из круга в круг. 14 километров пролетаешь меньше чем за 5 минут...
Однообразные действия начинают угнетать. Правая нога всё время вжимает педаль в пол. Левая не делает ничего. Руки надо приучать поворачивать руль на минимальный угол – это залог скорости. А она бесценна. Чуть сильнее скорректировал – потерял. Попал в лужицу – потерял. А даже 5-10 км/ч в конце подъёма – это солидная потеря. Сюда бы круиз-контроль! И магнитолу…
Под конец смены руки начинают уставать, ноет шея – видимо, от постоянной «фоновой» нагрузки на левой дуге, хотя шлем не назовёшь тяжёлым. Но главное – не забыть размять правую ногу перед заездом на дозаправку. Иначе о точном торможении можно и не мечтать. Онемевшая нога не хочет подчиняться!
Звоню Лёше: «Готовься». Заезжаю. Успеваю сказать пару слов: «Трасса высохла, можно жарить на всю катушку». Провожаю взглядом. Усталость пока не чувствуется. В сон тоже не клонит. Время уже 9 вечера. Иду к Диме обсуждать стратегию. Итак, мы пробегаем по 22 круга, то есть по 308 километров за смену. Кроме того, мы потихоньку догоняем оба экипажа соперников!
Часы фиксируют полночь. Пытаюсь дремать, мешают полчища комаров. Хорошо, что скоро за руль. Смена проходит без проблем, выезжаю. А там темень! И трасса вроде высохла, но в низинах кое-где собирается туман. Особенно он был «не в тему» на дуге после длинного спуска. Ты влетаешь туда после спуска на 190 км/ч, но ничего не видишь! И противотуманок нет – комплектация базовая…
В голове мысли: «И зачем я только согласился?!» Хочется заехать, собрать вещи и попрощаться с коллегами. Но к моему удивлению, после двух кругов я уже полностью адаптировался. Переключился на ближний свет, в тумане ориентировался по тёмному шву между плит. И заметил далеко впереди красные фонари. Догоняю!
Главная опасность ночью – животные. Дмитровский полигон людным местом не назовёшь, а скоростная дорога идёт, по сути, в лесу. Вот и бегает-летает туда-сюда всякое зверьё. К счастью, на моём счету оказалась только одна птица. Но даже это выбивает из колеи. На счету остальных пилотов – «улов», к сожалению, побольше. Жалко живность, очень жалко. Но хорошо, что обошлось без кабанов и лосей…
Тем временем красные фонари приближались. Мало того, я догонял сразу оба экипажа – они сбились в группу. Ещё буквально несколько кругов, и я уже на хвосте! Попутно я установил лучший круг (об этом я узнал после смены), который перебили лишь за несколько часов до финиша. В чём же причина такой скорости?
Оказалось, всё дело в аэродинамике. Машина создаёт за собой зону разрежения, на которую очень чутко реагирует Ibiza. Мотор-то слабенький, воздушное сопротивление преодолевать ему тяжело, поэтому он с готовностью откликается на такую «помощь». Так что радовался я рано. Догнать-то догнал, обогнать – обогнал. А вот оторваться – невозможно!
Первым всю бесперспективность этого импровизированного «Наскара» понял Леонтьев. Андрей не стал кататься с нами и свернул на дозаправку. Это стало ключевым моментом гонки для их экипажа. Пока я с Шульмейстером играл в чехарду, мы теряли по несколько секунд с круга. А сообщить об этом досадном проигрыше мне никто не мог – была ночь, ребята дремали.
Потому-то я Алексею ничего и не сказал об аэродинамических особенностях. Он улетел в темноту, а я пошёл смотреть показания автоматического хронометража. Вскоре Лёша догнал Сергея Ларина, а тот возьми его и пропусти! Пока наша Ibiza «тянула» вторую машину, они спокойненько экономили топливо.
Правда, другой выгоды у второго экипажа не было. Так как мы стартовали с полутораминутным интервалом, а догнали их на трассе физически, то между нами и были те самые 90 секунд. Вот так два часа «возил» за собой их Алексей, потом в свою смену и Дима.
Не удалось оторваться и мне. Не хватило буквально нескольких секунд, чтобы уехать на достаточное расстояние от Андрея Леонтьева. Но главная сложность была в другом – в 6 утра очень хотелось спать. Где-то к середине смены организм окончательно понял, что пора бы ему отдохнуть. Спас телефон. Поговорив несколько минут с каждым из членов экипажа, я и сон вроде отогнал, и дальнейшие действия обсудили. Скидывать с хвоста Леонтьева было бесполезно, поэтому решил так и «возить» экипаж под номером 2. В конце концов, это им надо отыгрываться!
Но вскоре мы поняли – они хотят сэкономить столько кругов, чтобы не делать потом лишний пит-стоп. Но их планам не суждено было сбыться. Одна из дозаправок у нас прошла быстрее, плюс Лёша проехал «лишние» круги в прекрасном темпе (причём уже без шлема, так как он забыл свой, а взятый напрокат ему сильно давил!), и Диме удалось-таки окончательно оторваться и выйти вперёд!
Утром снова пошёл дождь, но это не стало проблемой и даже помогло нам. Узкие штатные шины неплохо справлялись с лужами и колеёй, но ещё лучше было строить траектории так, чтобы избегать самых мокрых участков. А из-за меньшей скорости упал расход топлива, так что по количеству остановок наши соперники преимущества так и не получили.
Моя «дождевая» смена обошлась без происшествий, а до финиша оставалось всё меньше и меньше времени. Первый экипаж к тому моменту мы обошли уже на круг, поэтому нас интересовал только один вопрос – будет ли ещё раз останавливаться вторая машина. Как только она свернула на пит-стоп, стало ясно – у нас есть три с половиной минуты преимущества.
Главное, чтобы машина не подвела, не взорвалась шина, не «кончился» двигатель за час до финиша. Но всё обошлось без единой поломки. Наша Ibiza ещё и самая целая осталась – улетел только молдинг с лобового стекла после контакта с птицей. У второго экипажа после семи часов (!) в кильватере капот был весь в сколах, «отпескоструило» фары, досталось и лобовому стеклу. Ибица с номером «1» пострадала сильнее, мятое крыло и треснутая фара – результат небольшой ошибки Бори Шульмейстера при въезде на пит-лейн. А ведь каждая пробежала за сутки по 4 тысячи километров со средней скоростью 165 км/ч. Боевая «обкатка»...
Последний, 283-й, круг длился вечность. Клетчатый флаг, радостный голос в телефоне, мы выиграли! Но возникло ощущение, что мы выиграли «чужую» гонку. Должны были ехать в хвосте и потом писать о победителях. О дедушке Лесовском, который в день финиша отметил своё 78-летие. О лучшем круге Олега Кесельмана. Или, возможно, о победе экипажа организаторов. У нас и машина была другого цвета, да ещё и пятидверная. Точно, выскочки…
И пусть на расшифровку всех данных уйдёт еще недели две-три, пусть мы не знаем, сколько из 12 российских рекордов будет на нашем счету. Но самая очевидная и самая сложная «номинация» – за нами. Это 24 часа, это сутки, это отражение максимальной концентрации всего экипажа. И хотя нас не поздравил никто, кроме нас самих, мы всё равно выиграли эту гонку. Не самую сложную, но пока самую долгую в нашей жизни.
|