Все привыкли, что марку КАВЗ носят автобусы с шасси и выступающим капотом, взятыми от грузовика ГАЗ. Курганский автобусный завод, которому в этом году исполнилось 50 лет, теперь входит в группу ГАЗ. Но автобусы на шасси грузовика он больше не выпускает. Та же марка, тот же завод, те же цеха, только модельный ряд автобусов уже совсем другой.
В конце июня завод освоил выпуск первых серийных автобусов новой модели КАВЗ-4239. Это низкопольный городской автобус меньшей размерности, чем ЛИАЗ-5256. Его производство занимает одну линию сборочного конвейера. На второй линии выпускают семейство автобусов «Аврора»: КАВЗ-4235 со стандартной базой (габаритная длина 8380 мм) и КАВЗ-4238 с удлиненной базой (длина автобуса 10 м). У этих машин есть городские, пригородные, туристические и даже школьные модификации, отличающиеся конструкцией дверей и планировкой салона.
Для освоения производства тридцать девятой модели в прошлом году началась реконструкция завода, а с 1 января 2008 года был прекращен выпуск традиционных автобусов семейства КАВЗ-3976. Все оборудование, на котором изготавливали старую модель, демонтировано, а для тех транспортников, которые еще эксплуатируют капотные КАВЗы, в последние месяцы их производства заготовлен большой запас кузовных запчастей.
В цехах Курганского завода осталось только то, что необходимо для производства кузовов средних автобусов вагонной компоновки. Стальной лист, из которого изготавливается большая номенклатура кузовных деталей – от панели крыши до вентиляционных решеток – раскраивают на современном лазерном оборудовании. Есть участки, где режут и изгибают трубы прямоугольного сечения и другие профили, из которых сваривается каркас кузова. Затем – сварочный цех, где рождается остов кузова, затем, как положено, линия грунтовки и окраски. По словам технологов, в последние годы особое внимание уделяется качеству антикоррозионных материалов, грунтовок, обработке и окраске скрытых полостей кузова. В результате, завод дает 6-8-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Окрашенный кузов поступает на сборочный конвейер, где на него монтируют агрегаты, пневматику, электрооборудование, салон.
Технологию производства несущих вагонных кузовов КАВЗ отработал, выпуская автобусы «Аврора». В 2002-2004 годах их передали в Курган с ПАЗа. Заметим, что полвека назад точно так же из Павлово переводили производство самой первой модели КАВЗ-651. Некоторые конструктивные решения кузова, а, значит особенности технологии производства, у КАВЗ-4239 те же, что у «Авроры». Например, каркас кузова из стальных профилей стыкуется со стеклопластиковыми объемными панелями передней и задней стенок. Крышки капотов и «очки» фар тоже пластиковые, привинчиваются к основной панели. Так как объем производства каждой из моделей менее 5 тысяч экземпляров в год, применение крупных деталей из стеклопластика полностью оправдано, отпадает необходимость в кузовных штампах, в перспективе упрощается возможный рестайлинг. Стеклопластиковые детали изготавливают не в Кургане, а на смежном заводе в Челябинской области. У КАВЗ-4239 объемная панель крыши, сваренная из тех деталей. Середину делает сам КАВЗ, а боковые листы с ребрами жесткости поставляют с ГолАЗа.
Руководство группы ГАЗ ввело разделение труда между своими автобусными заводами. Размерность выпускаемых автобусов распределена по принципу старого советского ГОСТа – в зависимости от габаритной длины. ПАЗ должен строить самые компактные автобусы длиной менее 8 м, КАВЗ – «средние», 8-10 м, а ЛИАЗ – большие, от 10-12 м и длиннее.
Новый КАВЗ-4239 нельзя назвать компактным автобусом. Его длина 10290 мм. Значит, он больше, чем ЛАЗ-695Н (9190 мм), ненамного меньше, чем ЛИАЗ-677 (10450 мм), и всего на метр с небольшим короче, чем ЛИАЗ-5256 (11400 мм). Если на «Авроре» еще применяются колеса советской грузовой размерности 20 дюймов, то КАВЗ-4239 будет сходить с конвейера на низкопрофильной резине европейского размера 275/70R22,5. По точкам крепления его колесные диски унифицированы с дисками ЛИАЗа.
В кабине заметны признаки кооперации с китайскими фирмами. Рулевое колесо с вставками, имитирующими дерево и комбинация приборов китайского происхождения. Но клавиши выключателей, вынесенные на две консоли, унифицированные с последними моделями ВАЗа. Сиденья в пассажирском салоне турецкого производства.
По устройству пассажирского салона КАВЗ-4239 напоминает игрушечную машинку с инерционным механизмом, моторчик которой сильно выпирает вверх в салон. В передней части, занимающей две трети салона нового автобуса, в самом деле, ровный низкий пол. Высота порога пассажирской двери над проезжей частью – 35 см. Но позади площадки задней двери начинается высокая горка из ступенек, под которой находится силовой агрегат. Посередине в проходе две довольно высокие ступени. Над мотором пол в проходе наклонен, его задний край поднят относительно порога на 77 см, и с площадки задней двери пассажирам придется подниматься на три довольно крутые ступени. Еще одна высокая ступень у задней стенки. На ней стоит последний ряд сидений.
По замыслу пассажиры, которым ехать недалеко, пенсионеры и инвалиды войдут в две передние двери и останутся там, где пол низкий, а те, кто в силах ходить вверх-вниз и кому ехать на большое расстояние, заберутся назад, туда, где больше сидений. Как это получится в реальности неизвестно. Но у конструкторов завода не было иного выхода. Подходящего по характеристикам и цене двигателя с горизонтальным расположением блока цилиндров для нового автобуса не нашлось.
Все автобусы КАВЗ нынешнего модельного года комплектуются только импортными силовыми агрегатами – дизелями с турбонаддувом, с системой питания Common rail соответствующими нормам Euro-3. На автобусах семейства «Авроры» применяют двигатели Cummins и коробки передач ZF. На самый короткий КАВЗ-4235 устанавливают 4-цилиндровый двигатель объемом 3,9 л и мощностью 150 л.с. Длинным КАВЗ-4238 положен рядный шестицилиндровый Cummins. Его показатели – 6,7 литров, 185 л.с. Альтернативный вариант – четырехцилиндровый 158-сильный дизель Deutz объемом 4,76 литра. Коробки применяют 5- и 6-ступенчатые.
У новой модели – другой комплект силового агрегата. Дизель – 6-цилиндровый Deutz объемом 7146 см3 и мощностью 215-220 л.с., а коробка – 6-ступенчатая механическая Eaton. Как известно, российские транспортники делятся на две группы. Одни воспитаны «Икарусом» и ЛАЗом с механической коробкой, другие привыкли к ЛИАЗу с автоматом. Для второй категории в ближайшее время планируется освоить модификацию КАВЗ-4239 с автоматической коробкой передач, возможно, это будет изделие фирмы Allison.
Агрегаты известных мировых марок, поставляемые в Курган, как правило, выпускаются не в Европе. У компаний Cummins и Deutz есть лицензионные производства в Китае, и у них закупает двигатели Группа ГАЗ. Но, по словам директора КАВЗа по развитию, отдельные потребители отказываются покупать китайское, и по их заказу на автобусы ставят более дорогие дизели Cummins английской сборки.
|