Верховный суд республики Коми отклонил жалобу УВД Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда от 5 июня. В этой новости не было бы ничего интересного, но… В этом самом решении Сыктывкарского городского суда от 5 июня сказано, что даже кратковременное содержание людей в милицейских УАЗ-3909 (так называемая «буханка») является унижением человеческого достоинства!
Это сенсационное дело, которое может серьезно отразиться на работе всей российской милиции, началось 25 декабря прошлого года. Тогда во время проведения акции правозащитников был задержан по подозрению в хулиганстве гражданин по имени Эрнест Мезак. Служители закона схватили его и посадили в задний отсек стандартного милицейского «УАЗ-3909». Там гражданин Мезак провел около 20 минут, после чего был отпущен.
Однако Эрнесту Мезак не поправилось то, что его держали в тесном, темном и холодном кузове «УАЗика» (на улице было минус 3 градуса). Поэтому 26 марта 2008 года он подал жалобу в суд города Сыктывкара. Правозащитник требовал признать, что его нахождение в кузове «УАЗика» является унижением человеческого достоинства. В ходе слушаний Мезак представил суду европейские стандарты по перевозке заключенных, которые были выработаны Европейским комитетом по предупреждению пыток и поддержаны Европейским судом по правам человека.
И судья городского суда поддержал правозащитника! «Условия пребывания Мезака в заднем отсеке автомашины были незаконными и унижающими его человеческое достоинство, поскольку сам по себе факт кратковременного пребывания гражданина в транспортном средстве специального назначения без законных оснований, без тепла и освещения достаточен для того, чтобы причинить страдания и лишения, а также вызвать в нем чувство страха, беспокойства и неполноценности, унижающие и оскорбляющие его», - сказано в решении суда.
Разумеется милиционерам это не понравилось, и они подали кассационную жалобу. Но и Верховный суд Коми признал, что нахождение людей в милицейских «УАЗах» в зимнее время, когда в кабине холодно и темно, унижает достоинство человека. Причем, даже если подозреваемый находится там совсем непродолжительное время.
|